Путешествия по Индии стали для меня чем то, само собой разумеющимся около 9 лет назад. Характер передвижения и место определялось целью поездок. А в общем, ехать имеет смысл за тем, чего в месте постоянного проживания нет и быть не может. Например : теплое море в феврале месяце…. Но для этого Индия совсем не обязательна… Целью поездок в Индию для меня было посещение духовных мероприятий и праздников, иногда отдых, иногда обучение студентов на семинарах, или посещение Учителей с целью научится самому.

Последнее время — желание уйти в свою практику в одном из мест силы. Освежить мотивацию и поднять уровень практики. Понять и глубже войти в опыт с которого началась моя собственная йога.

В соответствии с текстами, перемещения являются одним из препятствий. Понятно почему: новые места, новые климатические и погодные условия, проблемы с выбором места и организацией быта, наличие внутреннего состояния и внешних условий.

Финансовые затраты на перемещение, проживание и питание. Пространство личной практики возможно только тогда, когда все прочие вопросы физического существования уже решены. Тем не менее, не смотря на все выше изложенные проблемы, Индия дает определенный отрыв, помещая пространство сознания в совершенно иную культурную и духовную среду.

Это с лихвой покрывает все затраты….так как становится ясно – такие – то и такие то вот вещи, могли произойти только здесь… Для нас, несколько паломнических треков в 2005- 2006 году были интересны, так, процесс проживания на Кедарнатхе и переход на Гомукх создал общее впечатление от Гималаев как места силы.

Миры Богов и цели их посещения: духовные силы.

Что я нашел там для себя? —

1.Наличие природных и наработанных веками мест силы и соответствующего информационного поля.

2.Религия – как естественная опора и поддержка йоги, и техник развивающих сознание. Ритуалы притягивают тонкий план, наличие сил и энергий, определенных Богов и духов, живущих в этих местах тысячи лет. Не у всех есть способность это почувствовать, но данного факта это не отменяет.

3. Учителя, священники, садху и просто люди, живущие в этих местах. Одни могут научить тебя методам йоги и ритуалам, передать понимание тонких вещей, другие — как самому приготовить чапати на огне.

Тонкий план или Дева лока – мир Богов – воспринимается достаточно явно, индийские Гималаи чатурдхама – это их места. Существует много и других древних мест силы в Гималаях — Куманьон, Кашмир, Тибет, могут выглядеть более масштабно, но именно в Уттаранчале присутствует сила живой ведической традиции, сконцентрированная в четырех главных местах. Влияние таких мест на людей может быть диаметрально противоположным. Один человек может испытывать подъем и восхищение и желание подольше там остаться, тогда, как у другого будут лишь ощущения дискомфорта и желание как можно быстрее вернуться домой. У постороннего к теме, может быть вообще недоумение « зачем вообще туда люди едут…». Почему?

Место содержит ответы на духовные вопросы, так как живут там те, кто в человеческих телах уже не нуждается и завершил путь эволюции в теле. Их присутствие при известной тонкости восприятия можно почувствовать. Вплоть до осознанного контакта. Собственно за этим туда и едут. Назначение места усилить духовные энергии и тенденции сознания внутри человека.

Древние аскеты риши, йоги и муни жили так же в этих местах когда-то очень давно — они строили сами себе отдельный дом, готовили сами для себя пищу, телепатически находили умерших животных и использовали их шкуру в качестве одежды. Но все это уже в прошлом. За все время мы встретили всего 2 садху, а постоянно в тех местах живут только местные. Остальные приезжают в основном на даршан в храм и сразу уезжают. Большое количество садху живет в местах, где бывает много людей, но на зиму их остается в Гималаях немного. Собственно брахманы из местных и поддерживают присутствие Божеств в храмах, у многих есть наделы земли, в свободное время кто- то из них плетет корзины или готовит еду, держит комнаты для приезжих, на предмет дополнительного заработка.

Так как на зиму все главные паломнические центры закрываются, и «местное население» Кедарнатаха, Бадринатха, Ганготри, Йумантори, разъезжается по своим деревням.

Боги приходят в эти места, когда оттуда уходят люди – на зиму. В случае контакта, в сезон посещений, с людьми, «тонкое» население видит не только мотивации ( в ментальном теле они прописаны черным по белому), но и то, кто и что ведет человека по жизни. В обычном человеке существуют как центростремительные, так и центробежные силы, одна из них ведет к йоге, тапасу и знанию самого себя. Другая сила, заставляет отождествляться с внешними обстоятельствами и объектами, отбрасывая сознание от духовного центра на периферию. По жизни, важен баланс этих сил. Состояние людей достигших йоги, — возможность действия, на периферии внешнего мира, сохраняя непрерывное духовное сознание внутри. Это состояние освобождения при жизни ( дживанмукта).

Отличить же что для данного (непросветленного) индивида является движением к центру, а что движением от него, дело не простое.

По жизни, связь с более высокими энергиями, возможна через ежедневную йогу. В случае, когда человек интуитивно начинает чувствовать свой метод и способен заниматься регулярно, следующим этапом является — традиция Гуру, линии передачи. Так как именно это задает направление развития для личных усилий, создавая им мотивацию. Рациональных мотивов обычного восприятия, на что то, глобальное обычно не хватает.

Место и его энергия в данном случае поддерживает выбранное направление, но не может заменить живой передачи и Учителя.

Каждый раз, побывав в подобных местах, возвращаешься с новым состоянием сознания. Вопросы, на которые так сложно получить ответы в привычных условиях, разрешаются сами собой. Можно конечно спорить и говорить, что не место важно. Но, на самом деле и оно тоже…

Условия проживания

В месте силы, прежде всего, важен контакт, как на «тонком», так и на бытовом уровне, если он есть, в месте можно благополучно жить и заниматься. Если нет, начнет происходить всякая хрень (от поноса до головной боли, до проблем с водоснабжением и топливом, наличием продуктов питания), и оттуда придется быстро свалить. Место само, решило, что вы здесь больше не нужны. Некоторые из мест непригодны для долгосрочного проживания.

Многие из наших, уже были в Кедарнатхе и Бадринатхе. Даже если у кого и возникло желание там остаться, то жить в жутких условиях, в толпе индийцев, платя за жалкую комнату в «отеле» непомерные деньги – желания мало. Во первых — совсем не обязательно забираться так высоко. Во вторых , если съехать с главной дороги и многолюдных паломнических мест, вполне можно найти что то недорогое, и приемлемое по соотношению: цена – качество.

И еще, в Индии много вообще неизвестных на западе мест силы. Их нет ни на туристических картах, ни в путеводителях. Узнать об их наличии, можно только одним способом – если кто то, кто там был, о них расскажет.

Есть, конечно, еще несколько проблем: местное население говорит на разновидности хинди – гахарвали, для контакта и решения бытовых проблем необходим хотя бы простой хинди и навык жизни без комфорта. Не то чтобы местные совсем не знают английского, но многим он действительно незачем.

Еда: ее лучше всего готовить для себя самостоятельно. Это страхует от возможного отравления, и

при проживании более недели в одном месте, реально экономит средства. Качество продуктов – зерна, овощей и фруктов, масла — хорошее, так как в основном они натуральные, местного производства. Бензин, керосин или газ для плитки, доступны везде, где постоянно живут люди. Крайний вариант дрова. Нужен навык обращения с живым огнем, и место для очага, но пища на нем получается вкуснее…

С электроплиткой могут быть проблемы, так как не всегда бывает свет…

Поэтому многих « йога туристов» с запада вполне устраивает Ришикеш….Там нет таких проблем, но нет и много чего другого. Из белых за месяц мы встретили только 2-х человек, оба оказались трекерами. Это, хорошо подготовленные туристы, или альпинисты, обычно «не йоги», которые знают, как надо ходить по горам и реально от этого прутся. И есть от чего. При контролируемой гипоксии, да еще в момент физической нагрузки возникает особое состояние, то, что для чайников убивающая в хлам горная болезнь, для профессионалов — легкая эйфория. Отличие только в навыке перемещения, и адаптации к высоте при физической нагрузке.

Все что я хотел узнать по поводу мест и пеших передвижений – они мне рассказали. Поэтому я предпочел остаться в категории чайников.

Походы в мои планы не входили, но один однодневный выход в горы, мы все таки сделали. Трекинг по Гималаям при правильных отношениях с горами, совершенно улетная тема, но с йогой в моем варианте, подобная активность никак не сочеталась ?.

Наверху (в районе уже 1500-2500м) холодает особенно ночью, холод приносит так же фронт низкой облачности. Вы просто оказываетесь в облаке из которого сыпется либо дождь.. либо снег. Погода быстро меняется, в октябре это непродолжительные периоды, но хватит, чтобы почувствовать. Если в комнате нет обогревателя, печки или хотя бы разогретого на огне камня, для успешного сна необходим зимний вариант спальника. Перепады дневных и ночных температур и резкая смена погоды – обычное для Гималаев явление. Высота по сравнению с Ришикешем, ощущается сразу, несмотря на высоту всего 2000м. над уровнем моря. Разреженный воздух и смена давления и температур. В каждой горной долине свой микроклимат, но погода изо дня в день была примерно одна и та же: в начале дня солнце, затем легкие тучки или небольшой дождь. Но для путешествий необходимо полноценное туристическое снаряжение, так как погода примерно такая же, как в средней полосе, в конце ноября, на высоте 3000м. уже ложиться снег. Необходимы зимние варианты спальников, если это выход- палатки, теплые вещи. Что же касается йоги- 2000м. над уровнем моря для , оказались достаточно высоко для пранаямы. Как минимум месяц нужен только на адаптацию тела. Местные жители могут и не особо вникать в тонкости йоги, но они знают, как там жить, куда и когда можно пойти, а также когда этого лучше не делать. Они не упустят возможности заработать на вас, но, так же как и на всех приезжих индийцах. Культуры развода белых туристов в тех местах нет, так как, практически нет и … этих самих белых.

О БОГАХ. Из истории Триюгинараяна. Легенды места.

Три юги это три эпохи Сатья, Трета и Двапара. Нараяна-имя вседержителя Вишну. Место находится в 10 км от Гаурикунда, начало пути на Кедарнатх в соседней горной долине.

Горная долина, где находится селение, уходит вверх и из нее вырастает снежный пик Кедарнатха. Но близость обманчива, прямая дорога на Кедарнатх, занимает отсюда три дня пути и проходит через Васуки тал. Хотя от Рамбары долину отделяет только небольшая гряда гор. Маршрут сложный даже для местных, так как проходит через джунгли и высокие горы, поэтому для посещения Кедарнатха, пользуются дорогой через Сонапраяг и Гаурикунд.

Но по красоте мест и ощущениям любая сложная дорога (при наличии подготовки, снаряжения и адаптации) на порядок интереснее любого проторенного маршрута. Тем более если это место силы, в котором существует выход на другой слой мироздания…

Посещение храма достаточно стандартная процедура – тем не менее, важен и индивидуальный контакт с местом. В индуистском храме не только вы смотрите на божество в форме мурти (скульптура или изображение), символа или янтры, но и Божество, присутствующее в своем тонком теле смотрит на вас. Именно поэтому в индуистские храмы часто не пускают иностранцев, – отношение паломника это почитание, а человека со стороны – любопытство. Удаленность некоторых мест в Гималаях, выполняет роль секьюрити – те, кому там нечего делать, там не появятся.

Место известно тем, что здесь была свадьба Шивы и Парвати, на которой Вишну, — Бхагаван Шри Триюги Нараяна был верховным жрецом. Ему и посвящен храм. Место организовал отец Парвати – раджа Химаван. Во дворе обозначено место свадьбы – Шива –парвати виваха стхан.

Ранее, в одной из соседних горных долин Шива создал Вирабхадру, демона уничтожившего жертвоприношение Дакши. На одной из окрестных вершин располагается его небольшой храм. Местные так же называют это божество Бхайравой и почитают как одного из кшетрапал. Здесь же Шива принял образ младенца (это описано в Сканда пуране).

Самая ранняя легенда связывает это место с появлением Вамана аватары – карлика — брахмана, который появился из Агни-кунды Адити. Вамана попросив у царя асуров Бали дар, низринул его в Паталу. Когда тот не смог принести обещанного дара — пространство в три шага Ваманы. Утвердив владычество Богов на Земле и в небесных сферах.

Первый он покрыл подземный мир, вторым мир, земной, третьим небесный – но чтобы сделать шаг у него не осталось места. И тогда Бали пришлось предложить свою голову чтобы выполнить клятву.

Вишну использовал обман, так как три его шага в образе карлика не покрывали и метра, в то время как в своем вселенском теле, он покрыл ими все три измерения. Бали в момент жертвенной клятвы этого знать не мог. Почему же вседержитель Вишну оказывается таким обманщиком?

Вишну связан с Ади шакти, так как является ее «сыном», — эманацией, поддерживающей все три мира (подземный, материальный, небесный). Его сознание прибывает в духовном мире, тогда как все прочие миры «его сон». Та же Шакти в аспекте йога майя — является йога нидрой – иллюзорной энергией, материалом для его сна.

Вишну отвечает за баланс всех сил и энергий этих пространств. И поэтому время от времени он вынужден принимать воплощения, для участия в расстановке сил внутри этого сна. Так как, несмотря на то, что это всего лишь его сон, для порождаемых им существ это реальность вполне объективна.

Именно Адити и ее аспект Матери Земли побудили принять Вишну образ Кришны, как и все предыдущие ….И Кришна и сказал Арджуне, что если бы он перестал работать, то все миры которые он поддерживает, погибли бы…Понятно, что говорил он не о своем человеческом теле, воплощенном в форме одного из царей.

Вишну в ведическом пантеоне богов известен также как последний из 12 Адитьев.

В ведах, Адити — изначальная Шакти, супруга риши Кашьяпы. Вамана аватара появился из огня Адити, который сейчас постоянно поддерживается в агни кунде внутри храма.

Брахма дал Вамане камандал, Лакшми одарила процветанием , Сарасвати-совершенство речи.

В самом месте до появления Ваманы, находился Адити ашрам, место населяемое Богами , сиддхами и риши в сатья , трета и двапара юги. Одним из охранителей места является гуру Матсиендра натх, который совершал здесь тапасью, посвященную Ади Шакти. Ади шакти изначальная кундалини – основа всего, И… одно из божеств пантеона.

Его изображение находится при входе храма рядом с Ганапати. Изображение сделано как чеканка из желтого метала ( медь, бронза или латунь).

Во дворе храма находится Рудра кунда, Вишну и Брахма кунда, из которых бьют родники. Воду используют для подношений и омовений мурти в храме. И просто для приготовления пищи. Сам храм постройки 7-8 век н.э. Стандартная архитектура для того времени в том же стиле выполнены все храмы Шивы в тех местах – пять кедаров, вишванатха гупта каши и др.

В Триюги Нараяне 7 храмов или алтарных комплексов стоявших на этом месте ранее, ушли вниз в результате деятельности грунтовых вод, и прочих изменений рельефа. На этом месте был когда-то океан, в котором и возлежал владыка Вишну, это было еще в те времена, когда Америка, Европа и Африка была одним континентом. Наиболее ранние тексты так же говорят об океане.

А Кайлас, и естественно Гималаи находились на одном из земных полюсов посреди океана.

Но мифы на то и мифы, чтобы не претендовать на научную объективность. Например —

Храм Нилакантха, например. (недалеко от Ришикеша) место где демоны и боги установили мутовку и пахтали океан, а Шива выпил появившийся яд.

В 2-х км.по дороге вверх располагется Гаури гуфа- место где Гаури, совершала тапасью. Место известное для местных, но найти его без посторонней помощи почти невозможно.

В Триюги Нараяна несколько пуджари браминов как правило из местных. Приятно удивило отсутствие жадности, и типичных для Индии храмовых разводок на бабки. Нам даже дали возможность провести самостоятельно 2 раза хому, во дворе храма. Существуют отличия между вишнуитским и шиваитским богослужением, особенность в кастовых различиях, для почитания Вишну необходимо соответствующее джати – рождение. Для Шивы этой необходимости нет — нужна только дикша и принадлежность к действующей парампаре. Место содержало три главных деваты — Вишну, Шива и Шакти. Из аварана деват ( божеств – охранителей места) Ганеша, Бхайрава, Адити, Багаламукхи и Гуру Матсиендранатх. Несколько удивил аспект открытого почитания Багаламукхи через священный огонь, как божества связанного с Вишну…При этом аспекты связи ведических и тантрических Божеств между собой, тема абсолютно непостижимая, но именно она дает ключи к пониманию связи временных связей того что было когда то, с тем что работает и присутствует в месте сейчас. Так как ведические времена это дело прошлого…

С одним пуджари мы подружились — он рассказал нам местные легенды, а так же про своего учителя.

Говорили мы на смеси английского и хинди…. Он учился в Гупта каши и его гуру был Гириджананда Сарасвати – один из почитаемых местных святых, который уже оставил тело. Он прожил 120 лет, знал все доступные ведические тексты по памяти, и несколько раз выполнял многодневные мантра ануштханы и хомы на Агни кунде храма Триюги Нараяна (по 90 дней). Технически ритуалы и обряды отличаются от йоги, так как используют другой принцип, поэтому йога как область знания, всегда стояла отдельно от мантра шастр и ритуалов. Но определенная связь между этими областями знания однозначно существует. ЗДЕСЬ необходима индивидуальная передача в Гуру мантру, и постоянная практика переданного знания, без которой санскрит останется лишь академическим навыком. В месте, где структура на тонком уровне уже существует, личные усилия получают дополнительную поддержку. Поэтому подобные места являются идеальными для мантра садхан и медитации.

ТРИЮГИНАРАЯН место в данное время посещаемое; в сезон в день проходит около 1000 человек, еще 10 -15 лет назад, оно было мало известно, так как идти до него надо было пешком. Сейчас проложили дорогу, как и все дороги в горах, она время от времени обваливается или смывается селем, но тем не менее машины и автобусы по ней постоянно ездят…

Особенность места – широкая горная долина и виды, расположен он на высоте 1990м над уровнем моря. Долина солнечная, что делает ее удобной для сельского хозяйства в отличие, например от долины, где расположен Гаурикунд – закрытое горами узкое ущелье, где солнце показывается только в 10 -11 часов утра. Высокогорные места для круглогодичного проживания обычно не используются. Существуют маршруты на Павали кантх и затем в долину Ганготори. Дорога пролегает на высоте 2500-4000м. на пеших маршрутах практически нет селений, не говоря уже о гостиницах – только высокогорные пастбища и пастушьи домики используются только в летний сезон – с мая по октябрь. Места необыкновенные по красоте горных пейзажей.