Положения хатха йоги. В современном мире это знание стало широко известно благодаря Шри Кришнамачарье и его ученикам Паттабхи Джойсу, Б.К .С. Айенгару , Десикачару. И их западным студентам. Существует множество других школ и подходов использующих интенсивную практику йогасан, например школа Свами Дхирендра Брахмачари. Другие школы представляют либо семейные традции, либо традции садху. Учителя по всей Индии преподающие разные стили и формы хатха йоги как правило связаны с определенной духовной традицией.

Существуют южные и северные школы, а так же школы хатха йоги, которые вообще не известны на западе. Время от времени я натыкался в Индии на разных учителей и свидетельства о школах хатха йоги, некоторые из которых находились в Гималаях, Тибете и Непале, другие в центральной части — Мадхья, Андхра прадеш, Махараштра, Гуджарат, какая то часть развивалась на юге Карнатака, Тамилнаду, Керала, Шри Ланка.

Эти отрывочные сведения подтвердили концепцию Апурушея джняна ( не человеческое знание) относительно того, что такой тип знания вообще никогда не принадлежал собственно людям. И не свойственен им в общей массе. Из него не сделать бизнесс, и не получить побочный материальный продукт для использования в бытовой сфере. Любая сложная техника это чистое искусство

Йог это человек, который может видеть, воспринимать и чувствовать Бога, запредельное телу сознание и его формы. Полное знание об этом могло придти к человеку только одним способом — к нему и пришли, показали и объяснили, и … проследили за тем, чтобы правильно воспроизвел и усвоил 🙂

В силу этого, многие аутентичные тексты о йоге несколько фрагментарны, и не всегда содержат выстроеную систему знаний, особено в том, что касается деталей.

Проблем хватает у искателей с запада или востока, когда учитель ( инструктор) хатха йоги, не в состоянии ответить на прямой вопрос, чем же конкретно заниматься после того, как техника поз уже освоена. По единственной причине — ответа на него, он не знает сам.

Хатха йога — активный тренинг физического тела. Сохранились свидетельства об исполнении йогасан в совершенно ином варианте, чем мы это себе можем вообразить. Во времена ВЕД аскеты использовали статические асаны, в которых находились по многу часов, дней, месяцев или лет. Но для этого, человек должен был научится входить в состояние самадхи и пребывал в асане постоянно находясь в нем. Самадхи, в данном случае это suspend animation. Форма транса, когда сознание пребывает в тонком теле, а медитация в таком состоянии связана с определенной формой Бога.

Другая тема, которая связывает хатха йогу и медитацию это спуск сознания с определенными характеристиками в соответствующий ему физический носитель — тело. Тело готовилось исходя из опций сознания, а не из априори обусловленных инстинктов, желаний и чувств оболочки.

Все аутентичные системы посвящения — предусматривают именно такой процесс. Спуск некоторой формы сознания в уже существующий физический носитель. И пробуждение латентных центров.

Тело развивается не ради развития самого тела, а с намерением раскрытия определенного типа восприятия с его помощью.

Остались свидетельства об уникальности физического тела, йоги и танрики считали его универсальной янтрой, магической мандалой, кругом сознания, вопрос почему?

Не всегда развитое тело, однозначно является признаком высоко организованного сознания. Так как раскрыть весь потенциал тела, могло только духовно высокое сознание.

Положение асаны, дыхание, выходы в изменные состояния сознания, являются внешними параметрами включения нервной системы в практику, но … это важно лишь на начальных стадиях этого процесса. Дальше, сознание движется сквозь тело и ум, к тому, что называют духом.

Только после этого приходит полное понимание того, что является важным, а что не важным в работе с телом.

Возможности хатха йоги по выбросу сознания из тела или расширения сознания за счет физиологически активных процессов, тема на деле мало изученная.

Поздние источники указывали на состояние асаны как позы йоги, где тонкое тело, использовало физическое для генерирования особого типа энергии, так появилось слово кундалини. Чтобы не откинуться в момент пробуждения этой энергии и нужна была сверх мощная подготовка и многолетний тренинг.

Потому, как не пародоксально, все мощные системы развития тела, исходили из совершено других «не физических » принципов. Для жизни самого тела — чтобы брать от жизни все — » эдакой крутизны » и не надо.

В любом варианте, хатха йога это искусство управления физическим телом. Состояние, которое происходит в результате такой практики асан, говорит само за себя.

А наиболее важным критерием позы йоги, является время ее статического удержания. А также характер тип прилагаемого усилия. Чем выше уровень владения хатха йогой, тем меньше сил тела затрачивается на удержание асаны. В идеале любая асана стремится к шавасане.

В формате регулярных групп и занятий в центрах , вряд ли кому из инструкторов придет в голову учить людей длительным фиксациям сложных поз ( более 3х минут). А так же, вряд ли кто сможет такой режим потянуть, — если дело касается настоящей хатха йоги, а не «йоги для здоровья и похудения».

Нужно учитывать, что принцип тапаса и аскезы отличается как от спорта, так и от йога терапии.

Сила йоги тела генерируется внутри самого тела, а его внешнее положение является лишь инструментом.

Те, кто смотрит на это как на «цирк», или выступление «гимнастов», вряд ли смогут что увидеть кроме «навороченных узлов в которых этот парень так круто вот завязался».

Для йогов, раскрытие тело инструмент выхода в изменненое состояние , которое приходит после того, как тело привыкло к сложному положению и способно в нем расслабится.

Для меня в последнее время, мощным ключем к пониманию хатха йоги, явилась пранаяма и медитация в статических положениях. Так как после них, в хатха йоге, тело перестраивается в соответствии наработанным состоянием, а не в погоне за внешней формой.

Если дыхание остановилось, где то между 18-28 секундами за дыхательный цикл, при том, что тело привыкло к нагрузке , вам не захочется дышать чаще.

В том случае если телу тяжело, оно будет дышать чаще и никакой намеренный контроль дыхания в асанах нам не поможет.

Устойчивый ритм дыхания возможен лишь на фоне расслабления после освоения физической формы. В этом случае, тело принимает асану, как если бы оно принимало душ или ванну.

На стадии входа это могут быть движения и процессы адаптации к нагрузке, но по мере входа в асану внутренних и внешних движений становится все меньше и меньше. При этом абсолютно не важно в принципе, кто и почему считает ту или иную позу простой или сложной.

При этом нет никаких противоречий между статическими и динамическими стилями хатха йоги.

Если мы занимаемся динамикой, то в какой то момент, тело приведет нас к статике. Нам просто не захочется движения, оно окажется лишним как состояния тела и сознания. При этом при желании, оно сможет принять любую позу.

Асана автоматически окажется стхирам и сукхам — удобным и устойчивым положением.

И напротив, если мы поняли статические принципы удержания и дыхания в одной единственной асане. Сидя по нескольку часов с прямой спиной, нам не сложно будет почувствовать как развивается техника хатха йоги динамике.

Так как движение от тела к сознанию всегда намного сложнее, чем от сознания обратно к телу. Это другая проблема: иногда сознанию, уже известны конкретные состояния которые ему важны для роста, но тело продолжает «тормозить» .

Для решения, необходимо изучение разных стилей и развитие навыков хатха йоги, посещение тренингов, прежде чем вы сможете придти к своему пониманию предмета. Знакомство с разными видами и формами йоги, учителями.

Хатха йога, всего лишь, (!) является 3-4 частью аштанга йоги, это йога усилия( хатха). Полностью проработаное физическое тело становится способным к медитации и практикам концентрации. Баланс энергий является результатом усилий и вместе с тем базой для последующих этапов.

Однако , верно и то, что состояние йоги приходит и в самих асанах, если они выполняются правильно…