Веданта и сиддханта. Йога как универсальный метод развития сознания. Раджа, Бхакти и джняна йога. Основные термины йоги и их значение. Обзор текстов: Бхагавад Гита, Патанджали сутра, Веданта сутра (пер.Д.Рагоза СПБ 1995) ЙОГАРАХАСЬЯ. Т.Кришнамачарьи. Лекции по йоге и веданте Свами Шиванада.
Йога сутры – психология Йоги — Рамамурти Мишра.
Свами Шивананда. Лекции по йоге и Веданте. Веданта Сутра Д.Рагоза СПБ 1995. ЙОГАРАХАСЬЯ – Кришнамачарья.
Философия йоги и санкьи развивалась в 4 периода. 1. Санкья вед и упанишад. Монотеизм и абсолютный монизм. 2. Санкхья махабхараты и пуран. Относительный монизм и дуализм. 3. Атеистичная санкхья буддистского периода. 4. Теистическая санкья. Разница во взглядах на мир душу и Бога.
Йога Сутры обзор.
Йога как читта вритти ниродха: прекращение деятельности сознания
Тада дриштух сварупе авастханам. Тогда видящий утверждается в своей собственой форме.
Сознание раскрывает как формы истинного так и ложного знания. В непросветленном сознании зрящий познает реальность в меру ограничений ума и чувств из которых : ахамкара (эго) отождествляясь с телом, присваивает себе вибрации ментального тела.
Ум пребывает в состояниях джаград. свапна, сушупти и турия и турьятита. Бодрствовании, сна, глубоко сна, и состояния единства с атмой — турией.
В бодрствующем состоянии он может находиться в состояниях кшипта викшипта и муддха и экагра. Кшипта — рассеянность, викшипта — частичная концентрация, и экагра – направленная концентрация — появляется в результате йоги.
Рага и двеша – влечение и отвращение . Рага стремление к обладанию объектами и погоня за ними, как и за средствами их достижения. Двеша — отвращение и отталкивание объектов приносящих боль.
Авидья и аффекты результаты — авидья, асмита , рага двеша, абхинивеша.
Неведение — принятие вечного за невечное. Сущность слова. Смрити – память, нидра – сон, викальпа – ментальный отпечаток прошлого направленный на удержание опыта, санкальпа — намерение, направленное на созидание будущего опыта.
Авидья на самом деле — основа жизни в теле и возможность функционирования. Авидья это несущий и ключевой принцип
развития сознания. Это практически все что мы воспринимаем и чувствуем, помним и ощущаем.
Йога- видья система выхода за пределы тела и восприятия чувств. Авидья не есть зло — это инструмент эволюции. Йогу нужно самому создать новый ум с помощью йоги, для того , чтобы выйти из под влияния ограничений авидьи.
Препятствия в йоге : болезнь отсутствие интереса, невоздержанность в удовлетворении чувств, безразличие и лень, ошибочные восприятия и убеждения недостаточная концентрация.
Отсюда так же — желание, гнев, жадность. Гордыня. обвинение других (асуйя) ревность и зависть, сожаление, горе, авамана — реакция на упрек, иширья – стремление унизить других. (по Т. Кришнамачарье)
По йога сутре —
Тревога , депрессия, обеспокоенность, не постоянство тела, дисбаланс дыхания.
Аффекты вызывают состояние поглощение читты (сознания) пракрити (материальной силой)– поглощение сознания материальной силой — называется гунна вритти виродхах, противоположностью состояния йоги (Читта вритти ниродха)
Если аффекты не преодолены, они ведут к будущим рождениям.
Прошлой кармой определяется .
Время, место , условия и продолжительность текущей жизни, форма тела.
Сукха и дукха – наслаждения и страдания, — последствия прошлого рождения . Дукха страдание рождается от физических и ментальных болезней.
Сукха это опыт удовлетворения.
Жизненный опыт результат двух сил: 1. Джанматра карма – прошлые рождения и 2. Ишвара санкальпа – воля Бога по отношению к данному человеку и Его провидение – план относительно его развития.
Другой термин – дхарма ( дхар — то что держит) тип деятельности как эволюционной программы, предназначенной каждому конкретному человеку. В форме как социальных, профессиональных и духовных обязанностей. При этом, если человек не следует своему собственному предназначению — результатом будет не удовлетворенность жизнью. И (или) ощущение ее бессмысленности.
Отчасти дхарма определяется рождением, отчасти внутренними склонностями .
В чем состоит предназначение конкретного человека, можно узнать у опытных джотиши ( астрологов), а так же благодаря милости существ пребывающих в более высоких телах.
Совокупность аффектов : рага, двеша, абхинивеша, авидья, асмита.
Совокупность объектов кармы и влияния на ум создают индивидуальный опыт.
Рага- двеша (влечение –отвращение) , папа –пунья (заслуги и греховные действия), сукха-дукха( удовольствие и боль).
Сукха опыт удовольствия в физическом теле – этапы удовольствия электрические импульсы нервной системы и мозга, следствие контакта физического объекта с танматрами тонкого тела. Электрические импульсы, передаваемые от тела в спинной и головной мозг в результате контакта органов с воспринимаемыми элементами. Обонятельные, осязательные зрительные, тактильные, звуковые сигналы создают воспринимаемый психикой опыт. Манас — сознательный и подсознательный ум, оценивает его как желательный или нежелательный. Ум фиксирует сигналы, память и восприятие организует обратную связь мозга и нервной системы. Ассоциативная память формирует опыт и программирует сознание на его повторение.
Ишвара в физическом теле это оболочка души — ананда майя коша — оболочка знания и блаженства, — духовное тело не имеет ограничений . Это — Бог живущий внутри тела .
ДЖНЯНА ЙОГА
Задача йоги сформировать
Шуддха манас шудха буддхи. Чистый ум и интеллект способный к восприятию тела души.
То, что формируется авидьей – это искаженный интеллект и нечистый ум привязанный своим эго к переживаниям опыта ума и чувств. Випарита буддхи и ашудха манас.
Адхьяса поддержание сознанием объектов авидьи. Абхьяса пробуждение видьи
( знания высшего тела) с помощью йоги. И устранение препятствий к этому. Вайрагья достигается благодаря йоге как состояние разотождествления сознания с воспринимаемыми объектами.
Инструменты и средства йоги как освобождения души : вайрагья и абхьяса. Тапах свадхьяя ишвара пранидхана — крия йогах.
Тапасья — усилия тела, аскеза пробуждающая сознание, Ишвара пранидхана преданность Богу в одной из его форм, свадхьяя опыт изучения текстов и опыт знания применения и в практике
Составляющие абхъясы: 8 частей йоги и ментальные препятствия — аффекты, преодолеваются соответствующими качествами сознания.
Уму и телу необходима подготовка, перед тем как приступить к йоге.Но она тоже часть йоги.
Пранаяма устраняет аффекты тела, концентрация на Ишвару уничтожает ментальные препятствия. Интенсивные формы крия йоги приводят сознание в состояние пратьяхары и самадхи.
Например . Трактовка техники пранаямы Сканда пураной пу: 12 пранаям-1 пратьяхара 12 пратьяхар 1 дхарана 12 дхаран 1 дхьяна 12 дхьян — самадхи. Итого 20736 пранаям составляют самадхи.
Полностью соответствует трактовке крия йоги.
При контроле вдоха и выдоха на протяжении долгого времени создается другая форма нервной системы.
Йога сутра : Садхана падах о пранаяме.
46. стхирам сукхам асанам
устойчивая и удобная — асана
47. В устойчивом и удобном положении все напряжения ослабляются и достигается внутренний баланс тела ведущий к восприятию бесконечного.
48. Возникает состояние не подверженное парам противоположностей (влечение -отвращение наслаждение- страдание, жар –холод).
49. Тогда контролем над вдохом и выдохом прекращается движение дыхания.
50. Внешняя, внутренняя и полная задержки дыхания регулируются разным количеством и продолжительностью .
51. Четвертая модификация пранаямы превосходит внешние и внутренние объекты.
52. Тогда покровы авидьи разрушаются.
53. И ум становится пригоден к концентрации.
Работа с телом главным образом заключается в подготовке ума к концентрации. Пранаяма делает ум свободным от физиологических влияний тела и внешних чувств.
Основой для раджа йоги является джняна йога. Ишвара и Пуруша как главный объект созерцания. Индивидуальный Пуруша — дживатма и Вселенский Бог Ишвара. Ишвара как форма Ишта деваты. Два аспекта Бога – Вират пуруша и Праматма. Личный Бог – способность даршана переданная через традицию. Способность видеть и воспринимать мир тонких форм открывается человеку в результате практики посвящения действий Богу, в конкретной форме принятой традицией. Способность непосредственного восприятия форм высшего сознания достигается только садханой.
В ведическом знании Бог пребывает как в образах, так и вне их. Бог находится в душе как параматма – внутренне тело ананда майя.
Внешние действия тела направленные на постижение Бога дают свой результат. Это и есть карма йога. Состояние йоги является результатом выполненных действий (карма).
Для йоги свойственна непрерывность традиции знания. Йога предусматривает действия и знание как в процессе так и в результате. Технику можно взять из книг — знание только из опыта практики и передачи. Существуют многочисленные формы йоги.
Гуру передает практику, через которую действует сила транформации сознания. Практика йоги очищает ментальное тело и передает ученику энергию линии преемственности. Выводя сознание ученика на состояние йоги.
В Бхагавад Гите Кришна описывает этот процесс следующим образом.
Узнай это знание, почитая и служа мудрым те, кто познали истину, посвятят тебя в знание 4.33
Постигнув это знание, ты не впадешь вновь в иллюзию, увидев все творение пребывающим во Мне. 4.36
Подобно тому , как пылающий огонь превращает дрова в пепел, также огонь знания уничтожает последствия всех карм.4.37
В этом мире не существует ничего более совершенного , чем это знание.
Достигший совершенства в йоге познает его внутри себя в свое время. 4.38
Свободный от привязанностей с освобожденным умом концентрированном на знании, совершая действия как подношения Богу , он уничтожает все последствия карм( действий). 4. 23
Процесс это Брахман (абсолютное Сознание) , подношение брахман, подносящий брахман, огонь , зажженный для подношения, тоже Брахман. Выполняя действия ради Брахмана, он достигает Брахмана. 4.24.
Одни йоги совершают жертвоприношения Богам, другие подносят себя в качестве подношения, зажигая внутри своих тел огонь аскезы, уничтожающий ограничения. 4.25
Другие совершают подношения на огонь чувств , слушая или предлагая в жертву объекты чувств в качестве подношений. 4.25.
Иные йогины предлагают на огонь жертвоприношения Всевышнему все чувства и праны, контролируя себя, жертвуя объекты чувств на огонь йоги, зажженный знанием.4.26.
Прочие предлагают богатство, аскетизм, йогу, само обуздание в форме различных обетов , изучают знание совершая подношения знания в качестве жертвы. 4.27
Другие предлагают входящее дыхание выходящему или выходящее входящему ( прану предлагая апане, а апану пране) останавливая потоки дыхания, постоянно практикуя пранаяму. Иные йоги, контролируя питание предлагают пране — прану. 4. 28-29
Все они известны как знатоки жертвоприношений , уничтожившие свои несовершенства с помощью жертв Всевышнему . Они вкушая нектар , как результат своих усилий — и идут к внутреннему Брахману (вечному Абсолютному ). Даже этот мир не для тех, кто не совершает подношений , что же говорить о других мирах. 4.30-31
Всевозможные способы жертвоприношений простерты перед ликом Безначального .
Знай и все как рожденные действием, совершая эти действия , ты будешь свободен. 4.32
Подношение знания наиболее совершенно, чем подношение материальных объектов, так как внутренняя суть действия скрыта в знании. 4.33
Адхикарана – пригодность для йоги.
Практика хатха йоги пранаямы приводит ум в состояние готовности к йоге.
По йога сутрам пригодность ума к йоге достигается пранаямой.
Духовный путь отличает чарью, крию, йогу и джняна пады. Внешние формы и науки (шастры) дисциплины и техники , совершенствуются на начальных этапах, затем человек постигает истину через отречение от знания. Если в начале пути ум концентрируется на разных объетах и формах знания, то затем он направляется на одно.
Отсюда кажущаяся противоречивость священных текстов. С одной стороны писания призывают к практике внешних действий и дисциплин — с другой стороны, говорят о не привязанности и отречению в том числе, и от этих действий. Так как люди опьяненные своим мастерством в одной из дисциплин, могут быть не в состоянии осознать ее конечной цели. Для того чтобы продолжать путь необходим Учитель….
Гаруда пурана (ведическая книга смерти) так описывает состояние души в духовных исканиях….
Эта вселенная погружена в бескрайний океан смертей, но человек этого не понимает этого, хотя заглатывается чудовищем смерти.
Время утекает каждый момент подобно тому , как размывается водой горшок из не обожженной глины.
Воздух можно заключить в ограниченное пространство эфир разделить на части – волны направить в русло , но жизнь не может быть постоянной.
Земля сжигается временем, Меру разрушается превращаясь в прах, воды океана высыхают , что же можно сказать о теле?
Это надо сделать завтра, то успеть сегодня, а то успеть к полудню — смерть не считается с тем, что сделано, а что нет.
Пока живое существо позволяет уму находить удовольствие в привязанностях, — до тех пор, кинжал печали будет пронзать его сердце.
Человеку не возможно отбросить все привязанности, поэтому как средство избавления надо избрать дружбу с великими духом.
Люди, уклоняющиеся от выполнения долга в соответствии с их рождением и предназначением, не понимающие высших принципов — проживают жизнь напрасно.
Привязанные лишь к внешним церемониям и практике обетов, довольствуются внешним, введены в заблуждение цветистым языком вед, соблюдением тщательно разработанных ритуалов.
Глупцы обманутые Моей иллюзией желают обрести невидимое , постясь и питаясь один раз в день, изнуряя тело и соблюдая другие ограничения .
Как могут получить освобождение лишь истязанием плоти те, кто лишен проницательности?
Можно ли убить огромного змея, живущего под землей, лишь ударяя по муравейнику, который находится сверху?
Лицемеры, нося копну спутанных волос на голове, и шкуру антилопы подобно мудрецам-риши, бродят , вводя людей в заблуждение.
Ослы так же бродят среди людей, лишенные одежды и стыда , но, свободны ли они от привязанностей? Если человек может стать свободным с помощью земли пепла и пыли, не достигает ли освобождения собака, живущая среди всего этого?
Обезьяны, слоны, олени живут в лесах, питаясь травой и листьями но, они ли аскеты? Крокодилы и рыбы живут в Ганге с рождения до смерти, — делает ли их это йогинами?
Попав в глубокий колодец шести философий. глупцы становятся подобны животным в капкане.
Они мечутся во внушающем ужас (!) океане Вед и Шастр , скованные иллюзией знания .
«Это уже известно, а это надо узнать» подверженные такой озабоченности , они читают денно и нощно писания, отдаляясь от высшей истины.
Они повторяют веды и шастры, спорят друг с другом , но не понимают высшей истины подобно тому, как ложка не чувствует аромата пищи. Словесные знания не могут разрушить иллюзию подобно тому , как разговоры о лампе не заменят света.
Для достигшего самопознания частные знания лишь указатель. Чтение для человека лишенного мудрости , как зеркало для слепого.
Тексты и науки многочисленны, а жизнь коротка . Живи человек тысячу божественных лет
(1 день Богов = 1 год людей) , он не смог бы постичь всех знаний. Пройдя опыт вед и наук, мудрый может оставить их, подобно тому, как собравший зерно выкидывает солому.
Лишь человек осознавший Бога, достигает освобождения и никак иначе. Не двойственная истина находится вне всяких усилий и действий и достигается лишь через слово Учителя.
Одни предпочитают двойственность другие не двойственность, но Единая реальность пребывает за пределами того и другого.
Два слова приводят к рабству и освобождению: «мое» и «не мое». Говорящий последнее , освобождается от кармы.
Пока совершаются действия, пока чувства непостоянны, как можно постичь истину?
Пока не изжита гордость, есть чувство собственности и привязанности, пока строятся планы, пока нет успокоения ума и медитации, пока нет любви к Учителю — как можно постичь Истину?
Пока человек не достиг истины, ему следует, давать обеты, совершать тапас и подношения, повторять мантры, поклоняться Божествам и изучать тексты Вед и наук.
Сами же техники йоги по- разному воздействуют на тело подростка, зрелого человека и пожилого.
Сами техники так же различны — одни больше задействуют тело, другие дыхание — иные требуют непрерывной ментальной концентрации на определенных центрах. Стадии жизни и способности ментального и конституции физического тела у разных людей различны. В соответствии с периодами жизни физическое развитие необходимо больше моложым людям психологическая устойчивость –в зрелом возрасте способность сосредоточения на бесконечном — в момент завершения жизненного пути.
Йога должна практиковаться на всех стадиях жизни. Сришти ( созидание) –работа с телом в период от 5-10 до 30-35 лет . Стхити ( поддержание) — йога дыхания и медитация . 35-50 Самхара крама (разрушение) 50-….. медитация и концентрация.
Тапас: работа тела и дыхания рождает удовлетворение на уровне внутренних энергий, но подлинный опыт рождается лишь из достижения реализации Я — на уровне дхараны , дхьяны и пратьяхары. Для этого нужен Гуру который передаст состояние и которое затем закрепится практикой.
ОСНОВЫ ЙОГИ ЗНАНИЯ: какие качества сознания необходимые для осуществления йоги согласно Веданте.
Вивека – распознавание между вечным и преходящим — результат ниже следующих качеств.
Необходимо достижения вивеки – понимания между истинным и ложным объектами.
Сама это равновесие потока сознания способного не реагировать на внутренние и внешние раздражители. Постоянная практика концентрации и контроля васан и желаний. Сознание отделяется от объектов. Происходит устранение желаний. Вырабатывается способность направлять ум на процесс практики.
Дама контроль внешних органов чувств — языка, ушей, рук, глаз, ног, гениталий, пр. внешних инструментов тела с помощью хатха, раджа и бхакти йоги. Создается способность контролировать внешние инструменты ума с помощью силы создаваемой йогой.
Упарати воздержание от деятельности вызывающей возбуждение сознания уход от внешних объектов. Брахмачарья для садху и саньяси и учеников полное воздержание от сексуальных контактов и образов. Брахмачарья для домохозяев – супружеская верность.
Титикша — терпение Бх. Г. равное отношение ко всему происходящему, способность выносить боль и дискомфорт. В Гите приводится титикша уже реализовавшей Бога души –
«Тот кто, равно относится к друзьям и врагам, равнодушен к почестям и порицанию, жаре и холоду, счастью и несчастью устойчивый умом, сосредоточен на Всевышнем.(12.17-19)»
Для любой йоги необходима способность переносить дискомфорт метода, так как усилия физического и ментального тела в заданном направлении являются основным методом трансформации кармы. Другая способность регулярно следовать методу до тех, пор, пока он не начнет работать. И приносить ощутимые плоды. Отсюда важный принцип регулярных и постепенных действий.
Адекватное понимание метода возможно только после проделанной работы, так как эффект техники меняет качества ментального тела.
Мумукшатва достижение освобождения указывает на постоянную практику очищения и слушание слов гуру и шастр – сиддханта шравана. А так же следование методу.
Шрадха. Дхарана, Дхьяна и самадхи находится за пределами понимания и должны быть переданы от Гуру как внутренние учения и практиковаться с верой вплоть до достижения успеха. В случае если нет веры, необходимо изучение первоисточников и практика, доступных для понимания методов. Постижение шрути — выход сознания на восприятие высших истин. Для начинающих свой путь, это возможно только через шраддху. Рациональный ум не в состоянии понять того, что лежит за пределами его настоящего опыта.
Истинное знание. Как авторитетное свидетельство, непосредственное восприятие и логический вывод.
В джняна йоге существует 2 типа знания выраженное с помощью слов — Шабда и Апарокаша анубхава — знание как непосредственное видение. Анубхава- опыт рождается из практики и текстов священных писаний, которые читаются и рецитируются под руководством Гуру. Переданная практика при применении рождает опыт шрути.
Но этот опыт рождается в процессе постоянной практики на следующих этапах.
Шубха иччха благое намерение. Посвящение. Рецитация мантр и практика форм знания на материальном плане.
Вичарана – обдумывание и усвоение: погружение в метод, изложенный в текстах и предписаниях. Стадия личного опыта. Сбор и переработка информации в опыт оттачивание до совершенства отдельных навыков и техник.
Экагра или бальена тиштхасет. Сознание, направленное на один единственный объект или сознание «мудрости ребенка». Полная концентрация и отречение от всех полученых знаний навыков и совершенств.
На этой стадии в сознание присутствует один единственный объект, мантры повторяются без внешних усилий, а для сосредоточения достаточно одного лишь ментального импульса. Во внешних методах уже нет необходимости, так как кармы уже перегорели.
Этапы джняна йоги соответствуют элементам шравана, манана, нидидхъясана. Слушание обдумывание и погружение.
Составляющиеnbsp; мудрымnbsp;nbsp; тела