Шивасутра: метафизика творения Вселенной.
написано по материалам: Shiva sutra. Jay Deva Singh, Motilalbanarsidass publisher. New Delhi. 1995
Shiva sutra. Shailendra Sharma.
пер. на русский Д. Заенчковский.
Кашмирский и агамический шиваизм творение вселенной : 36 таттв (элементов) в инволюции. Известны 24 таттвы системы санкхья-йога, это 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух эфир). Это не просто стихии, а упорядоченное состояния движения и развития элементов жизни живой и не живой материи. В контексте метафизики, физическое тело человека, рассматривается как совершенная комбинация 5 элементов в их взаимодействии.
5 карм индрий (органы действия: речь, действия рук и ног, органов размножения и выделения) 5 джнян индрий (осязание,обоняние, вкус, зрение, слух) 5 танматр тонкие силы прямых и обратных связей сознания, дающие возможности воспринимать информацию стоящую за звуками, зрительными формами, осязанием, вкусом и обонянием. Сами органы и возможности их осознанного применения обеспечиваются тонким механизмом танматр. Механизм отбора, предпочтений и фиксации ментального материала из навыков идей и убеждений — буддхи. Автоматический инструмент реакций и регистрации всех впечатлений: манас. Само сознание: Я- мыслю, Я существую, Я -делаю — структура индивидуального отождествления эго: ахам кара- чувство я . Безмолвный духовный центр — Я — пуруша(дух). Это бессмертный центр причинного тела, который переходит из одного тела в другое, каждый раз воссоздавая заново механизм самотождествления (ахамкару — эго и ум). Сам пуруша, при этом остается неизменным свидетелем. Существует так же 2 аспекта буддхи (разум): внешний и внутренний. Внешний отражает уже сложившийся интеллектуальный механизм и систему убеждений -предпочтений — навыков — знаний. Внутренний буддхи отражает скрытые тенденции прошлого опыта (самскары-викальпы) скрытые кармы причинного тела; запись всей истории души. Ее потенциал и прошлые мотивации. Влезть во внутренний буддхи не так просто, так как духовное тело, специально блокирует отдельные формы прошлого опыта, чтобы они не мешали программе текущего воплощения…
Буддхи — внутренний и внешний, формируются в соответствии с предыдущими намерениями и текущими идентификациями сознания…Часть сил буддхи находится в спящем состоянии и их пробуждение является целью йоги. Буддхи йога — развитая система идентификаций сознания с духовным телом -пурушей.
Известны разновидности двайтической (двойственной) и адвайтической (недвойственной) санкхъи — моделей мироздания. Одни школы мысли признают, что в основе мира находится неделимое единое сознание, другие, что сознания существует в двух, не смешиваемых друг с другом формах. Одно из них — дух, другое материя. Санкхъя- означает «число» количество элементов мира. Такое разделение на двайтические и адвайтические школы, предусматривает разные трактовки и формы знаний. При этом Пракрити (материя) включает в себя все ниже перечисленные элементы. В то время как Пуруша — Дух, рассматривается как постоянный, статичный и независимый источник существования для Пракрити. Собственно, сама Пракрити в философии санкхья-йога безлична и не имеет самостоятельного существования.
В агама шастрах обозначено разделение на индивидуальный и вселенский опыт, если индивидуальный связан с опытом в физическом и (или) тонком теле, то универсальный – космический, вселенский, является точкой зрения Бога на творение. Проблема познания и осознания Бога связана непосредственно с его Шакти — энергией воли, знания и действия. Без Шакти между духом и материей образуется метафизический разрыв, который невозможно никак заполнить.
На уровне текста — это эмпирическая модель, так как понимание духовных истоков природы сверх материальных преобразовний лежит за гранью обычного человеческого восприятия.
Для духовной практики существуют два действия : мое личное действие и действие духа. Ситуация связанности это отождествление сознания с действиями, свобода, — действия не — Я. Любые наши действия мотивированы желанием результата; эти желания образуют образ поведения, и намерений, привычек, образа жизни.
Действия из центра вселенной по самоузнаванию и обнаружению Себя, отличается от мотиваций ограниченного ума, чувств и эго. Поэтому ключевым моментом, определяющий духовность или «Не духовность» любого действия, является чистое намерение (Шуддха викальпа). Говоря иными словами, я могу заниматься «своими» практиками еще множество… лет или рождений, но их успех будет всегда относителен. Обладая телом и восприятием «дживы» (духа воплощенного в теле), мы имеем дело с ограничениями ума- тела и самых разных желаний. В этом случае практика йоги, так же связана с результатами — как и прочая психофизиологическая деятельность. Если же действие происходит не от меня, а через меня, вся духовная практика становится не моим личным действием, а действием сверх сознания. Мое относительное я -со всем механизмом восприятия лишь инструмент, а успех достигается…непосредственно из сверхсознательного центра. Так в Нем выражено Вечное, не воплощенное Я, которое не поддерживает своих ограничений. Это не » моя йога» , а йога ШИВЫ. Существует так же две воли: воля моего Я (эго) и воля сверх Я. Духовная практика,- синхронизация двух намерений. Мои физические, ментальные и пр. возможности ограничены, а у Шивы этих ограничений нет. Действия моего Я , направленые на осознание высшего сверх сознантельного Я , снимают личные ограничения. Отсюда все элементы тела ум, интеллект, сознание, энергия физического тела приводятся к центру. Не только личными усилиями, но и самим центром.
Йога даршаны — санкъя- йога, классическая йога (Патанджали) обозначает высшие элементы пурушей (дух) и пракрити (материя) . Духовный поиск это процесс само идентификации дживы (пуруши заключенной в теле ) в нем; освобождение представляется кайвальей — изоляцией пуруши(духа) от пракрити (материи тела и ума). Кайвалья — это процесс йоги, устраняющий отождествления сознания души с оболочками. Но это происходит на уровне отношений пракрити — пуруши внутри дживы, которая сама по себе является бесконечно малой частицой — атомом, по отношению к Вселенскому Я- Шивы. Отсюда существует два освобождения; малое и большое : Атма вьяпти (кайвайлья) — погружения в свое Я. И Шива вьяпти — погружение в Шиву — Парабрахман через единство с Его Шакти. Знанием одной йоги, тело духа (пуруша) может разотождествиться с оболочками материи, а с помощью другой йоги она становится сама Шивой — погружаясь в Него.
«Дуализм» классической адвайта- веданты, йоги и санкхъя даршан остается метафизической проблемой. Материя, майя, «объявляется» иллюзорной, некоторым недоразумением. дуалистическая санкхъя говорит о двух началах пуруше и пракрити которые появляются в результате иллюзии. В дуалистических учениях Единства Пуруши -Пракрити (духа и материи) не рассматривается в принципе. Философия Адвайты делает посыл в сторну Единства, но реальности материи она не признает. А делает акцент на ее иллюзорной природе. Формула Адвайты «Брахман- реальность, мир иллюзия».
В Шиваитской системе отделение духа от материи (кайвалья), это один из этапов практики, но не ее завершение. Задача распознавание природы Шакти как суммы всех материальных и духовных сил непосредственно связанных с Брахманом, Абсолютом, Шивой ;как по ту так и по эту «сторону материи» данной в ощущениях.
В шиваизме к 24 элементам дуалистической санкхъи добавлены еще 12, пуруша -в-теле (джива таттва), пракрити-майя таттва (как энергия материального творения) . В санкья — йоге считается, что пракрити едина и универсальна для всех пуруш (воплощенных и не воплощенных душ) . Пуруши при этом многочислены, а существование Ишвары (духа) обозначено, но не всегда выделено в отдельную категорию: к творению мира Ишвара никакого отношения не имеет. Мир творит материя…Это одна из причин, по которой некоторые мыслители причисляли систему санкья-йога, чуть ли не к атеизму.
Для Шиваизма Пракрити у каждого пуруши (дживы) своя. Но по мимо индивидуальных пракрити, существует еще и общая Сверх материя, шуддха-видья, — чистое знание, существующее вне поля карм отдельных душ.
Качества активности, прозрачности и энертности: раджаса-тамаса и саттвы, проявляются уже после того, как Пракрити опускается на уровень действия в ограниченных формах — становится Майей, образуя материальные структуры для … ограниченой жизни духа Субъективный опыт души с одной стороны образуется кармой (последовательностью действий) конкретной дживы, с другой стороны состоянием Высших элементов. Пуруша при этом представляет собой атом — бесконечно малую частицу Шивы, и она обладает отдельным от него существованием. Она может облекаться разными качествами пракрити, но фактом своей индивидуализации она обязана трем Шакти таттвам (материальным элементам). 1. Пракрити таттва представлена в материальном аспекте и представлена гунами –раджасом, тамасом и саттвой, они и «организуют » опыт отдельных душ. Пракрити происходит из Майя (материальная сила) таттвы или ашудха видья таттвы 2. Шуддха видья (духовная сила) создает поле для проявления материи — иллюзорной силы. Она и называется пракрити или майя таттвой 3. Ашуддха видьи или майя таттва представляет силы действующие в пространстве ограничений сознания причиными, тонкими и физическими телами. Эти формы Шакти (Великой Матери всех душ) А-Шуддха таттва делают самодостаточного, все знающего, вечного и все проникающего Шиву (Пара Брахмана) ,ограниченным во времени (кАла),в знании (Видья), (рага) – желанием, нияти- зависимым от формы (обусловленным конкретным типом тела и местом рождения), калА –ограничение творческих способностей.
Эти 5 форм майи-авидьи называют канчуками — наложениями.
Ашуддха таттва происходит из реальности Видья таттвы или Шуддха видьи, в которой изначально не существует и ограничений, но она обладает качествами их создать. Это чистая божественная энергия, в которой не отражается каких -либо ограничений, но она сама их и создает с помощью Пракрити- Майи. Ограничения Духа это и возможности для проявления множества существ …Без таких ограничений живых существ просто бы не было. Шуддха -видья — чистое сознание выражается как в личных, таки безличных формах.
Она проявляется из Ишвара таттвы и персонифицируется в форме множества различных Видья шакти, (различные формы Богини Матери), но Она остается единой по своему принципу и мотиву действия. Шакти всегда подчиняется Шиве и исполняет его волю. Даже в ограниченном состоянии дживы- души, шакти обращется к нам так «Чего же ты хочешь? «… и она действительно исполняет все наши желания…проблема души в том, чтобы «правильно» сформировать желание. Ишвара проявляет аспект сверх личности его сознание, проникает во всю материю, но не затрагивается влиянием внешней энергии, Майи (пракрити из 24 элемента). Аспект Ишвары присущь всем Богам (Махадевам), чье сознание вышло за пределы ограничения Майя таттвой; они не находятся в илллюзии относительно как себя, так и других существ или грубых элементов.
Садашива таттва аспект Бога, в котором нет личностной формы. Это не разделенное сознание, вышло из Пара шакти таттвы,- она явилась первым импульсом для разделения и Садашива является эманцией Пара шакти от Шивы. Она же не отлична от Шивы, но в ней есть импульс для проявления других творений.В то время как
Парама Шива – №1 …трансцентдентный и запредельный, статичный абсолют, Пара Брахман- полностью статичное, неизменное и трансцендентое сознание.
Все высшие элементы Шуддха видья, Ишвара, Садашива, Пара Шива и Пара Шакти никак не связаны с творением и ограниченным опытом жизни физических тел, и оболочек пракрити, т.е находятся вне карм, времени, пространства и причинности. Поэтому они называются
ПРАЛАЙЯ КАЛА. Они не уничтожаются в циклах творения.
При этом высшие таттвы рассматриваются как метафизические, абстрактные схемы — доподлинно; понять разницу между ними не возможно в мире имен и форм… В то время как элементы СА-КАЛА от Ашудхха видья и ниже Майя таттв -субъекты для постоянных изменений, так как представляют многобразный мир форм, разрушаемых и создаваемых в новых вселенских циклах рождений-смертей.
Шамбхопайя
1.Чайтаньям атма – сознание есть душа
2.Джнянам бандха – знание оковы
3.Йониваргах калА шарирам
Различные формы творящей силы – йони варгах калА шарирам энергии формирующие как причинные так и ментальные и тонкие тела, физические ограничения. Они являются появляются как калА – отдельными, не связанными друг с другом частями.
4. Джнянадхиштханам матриках
Источник знания различных сил и элементов вселенной скрывается в матрике:
Это все многочисленные шакти участвующие в творении и реализации сверх сознания: разворота первоисточника в многообразные комбинации разных элементов: 36 таттв. Матрика это сверх сознательные силы: Видья шакти. Они работают в две стороны: в сторону погружения и освобождения сознания от отождествления с формами. Эти энергии Абсолютного Имманнентого сознания (Пра Материи) символически обозначены как
52 слога санскритского алфавита. Они системе на 8 варг- групп слогов, каждый из которых, указывает на энергии вышедшие из Парама Шивы-Шакти. Они структурированы в группы элементов.
1. А варгах – гласные буквы
Согласные
2. Ка- варгах- как кха га гха на
3. ча-варгах
4. та -варгах 5. Та -варгах 6. Па- варгах 7. Ай варгах
8. Ша варгах.
Они представлены формами Богини матери:
1. Лакшми 2.Брахми 3. Махешвари. 4.Кумари 5.Вайшнави 6. Варахи 7. Индрани 8. Чамунда.
Существует классификация других, высших Видья — Шакти, с комбинациями элементов и миров (лок) они творятся каждой из Шакти, и их влияние включает все существа от Притхиви таттвы до Парама Шивы. Формы видья Шакти останавливают манифестации всех внешних энергий майя шакти. Вместо сил неведения проявляется сила знания. Элементы переходят из одних в другие, но в обратном порядке; происходит свертывание Великой Иллюзии. 1.Нивритти. Притхви таттва — земля. 16-миров, 2.Пратиштха — от эл. вода до пракрити. 56 миров ,3. Видья — от пуруши до майя таттв- 28 миров,
4. Шанти 5. Шантьятита. -последние не имеют отдельных миров, так как принадлежат к Пара Шива и Пара Шакти таттам
5. Удьямах бхайравахподъем! Сознание есть Бог Бхаравах — ужасающий внушающий страх.
Внезапное озарениесопровождаемое подъемом ограниченного сознания к своей Безграничности.
6. шактичакрасандхане вишвасамхарах
Обнаружением круга сил(различных энергий Сверх сознания) вселенная может быть уничтожена.
7. джАграт свапна сушуптабхеде турия бхога самбхавах
запредельный опыт самосознания- турия пребывает в бодрствующемспящем состоянии и так и в состоянии сна без сновидений
8. Джнянам джграта знание-пробуждение
9.Свапно викальпах . Сон: состояния пребывание в викальпах -(ментальных структурах) конструкциях ума.
10. авивеко майя сушуптам не различение объектов (материи-майи) в глубоком сне, есть сушупти.
11. Тритайх бхокта вирешах
Великий герой тот , ктоможет наслаждаться всеми тремя состяними постоянно пребывая в четвертом…
12. висмайо йога бхумиках
Высшее изумление (открывают) состояния йоги
13. иччха шакти ума кумари. Сила воли –это Ума деви (ШАКТИ Шивы)
14. Дришьям шарирам. Видимое есть тело ( дришьям) видимое видение мира..видение мира как своего тела, так всего остального есть..
13. иччха шактиума кумари. Сила воли –это Ума деви (ШАКТИ Шивы)
Сила воли йогина устремленного к Шиве есть Ума кумари(девушка) – шакти самого Шивы устремленная только к нему одному. Шива не отличен от своей Шакти, как огонь от жара, или Солнце от его лучей.
15. хридайе читта самгхатАддришйа свАпадаршанам
Когда ум объединяется в сердце ( с центром сознания) все видимое (внешний мир) воспринимается как сон сознания.
Hridaye-хридайе сердце как центр citta samghattat схватываение, удержание умом; восприятие svApasya darshanam (видение всего как сна).
16. Шуддха таттва сандханадвА апашу шактих
При обнаружении высшего принципа, силы ограничения устраняются.
17. Витарка Атма джнянам — непрерывное осознавание есть знание Атмы — — самости)
18. Локанандах самадхи сукхам блаженство мира — наслаждение в самадхи
19. шакти сандхАне шарира утпаттихи
Обнаружением силы творится новое тело. Обнаружением, раскрытием внутренней силы, йогин становится способным творить любое тело по своему желанию.
20. бхУта сандхАна бхУтапритхактва вишвасангхаттах
Объединением и разделением элементов возможно восприятие вселенной как единства..
21. шуддха видь аччакрешатва сиддхих
Благодаря появлению чистого знания достигается мастерство над всеми шакти (энергиями) круга сознания.
22.Маха храдА анусандхАнАмантра вирйа анубхавах
погружением в великое озеро переживается единство с источником силы всех мантр. Силы мантр живые энергии появившиеся из высшего источника видья которое текст называет великим озером. Это космический манаса саровар ( океан знания) содержащее в себе все виды энергий.
Комментарии: Различные силы и шакти составляют единство с разными уровнями сознания. Кхечари, Гочари, Дикчари, Бхучари : парашакти, они отвечают за трансцендентые состояния, ментальные пространства сознания и тонкое тело, внешнее тело, сотворенные объекты.
Озеро : его источником является нада и бинду формы силы знания; маха мантра вирья- потенциальная энергия всех мантр. Пратьябхиджня даршана говорит:
Чити рева четана падА даварудА четйа санкочино читтам
«Сила космическогосознания спускается с уровня само осознанающего до уровня индивидуального сознания ограничивая себя связью с воспринимаемыми объектами.»
Инволюция авароха – нимеша это нисхождение и ограничение сознания формами в эволюции авароха, унмеша сознание которое поднимается до своей безграничности. Внутреннее я, уже Шива, но главная характеристика ума это викальпа- мысли форма. Они работают как барьер, не давая видеть сверх реальности, которая скрывается за внешним разумом. Реальность божественного сознания, это не то, что должно быть достигуно лишь усилием, а то, что должно быть открыто или распознано.«Викальпы (мысли образы) не принимаються или отвергаться, они остаются такими, какие они есть…а вы, находите себя такими, какими есть…вы» Абханавагупта. В этом принцип Шамбхава йоги. С одной стороны это очень просто, и в то же время неимоверно сложно, так как это подобно тому, как если бы вы решили выбраться из своей кожи. Создание викальп — природа ума и его жизнь.
Потому, для того, чтобы привести ум в состояние без викальп, необходимо создание и культивация другой викальпы. Она становится лодкой-средством, которым сознание может пересечь мирское существование ограниченных форм и достичь исходной реальности. Метод шактупайи позволяет создать шуддха викальпу – чистое намерение.
Признак ашуддха викальп — это убеждение в том, что мы связаны и являемся умом телом и пр. что ведет к постоянным перерождениям и каждый раз создает Убеждение в своей ограничености умом ,телом и пр. результат ашуддха викальп. В действительности шудха викальпа нужна для избавления ума от ограничений. Сама по себе, она не может ни скрыть, ни раскрыть ничего в свете Высшей реальности Парама Шивы. Но для ума, ради устранения его двойственной природы, она работает как в негативном (устранение) так и позитивном (обретение)аспекте. Шуддха викальпы работают тремя способами. 1.Мантра шакти – сила мантр. 2. Сат-тарка…истинное распознавание, созерцание реальности.3. Шуддха видья.Чистое знание
1. Мантра шакти – сила мантры с помощью мантры ум распознает высшую реальность. Так как мантра является отражением силы духовного знания, в мире ФОРМ. Ман- отражать, осознавать. Тра-освобождать, избавлять.
Мантра –ментальное осознавание, благодаря которому, возникает чувство идентичности с Высшей реальностью. Мантра освобождает сознание от непрерывного ментального отождествления с внешними объектами. Шакти принимает форму мантры – звукового ряда слогов. С помощью него, ум адепта отождествляется с Божественной реальностью через Божество мантры. Ключевым моментом метода является отождествление своего сознания с Божеством мантры, побуждением мантра- шакти. Мантра это вимарша шакти – пульсация божественной энергии.
Уровни вибрации мантр, проходят через физический мир, тонкий и причинный миры. Сущностью любой мантры является непреходящая сила Абсолютного знания – Ади шакти ..пребывающая в Матрике- символах 52 санскритских слогов. Существуют связи между реакциями грубых и тонких оболочек тела и их энергиями, символически обозначенными слогами санскрита.
2. Сат- тарка. Размышление и распознавание того, что истинная реальность –внутреннее, я есть духовное сознание- безграничный Шива. А не временный, психо физиологический комплект клеток, предсталяемый сознанием физического ума- тела. Схватить и распознать реальность высшего знания на уровне ума. Чистое знание представляет собой… единство знания, объекта и субъекта познания: джнята, джняна и джнея. Представления и идеи являются основой метода, задача которого, привести ум в непрерывное состояние бхаваны – пребывания во внутренней самости. Это включение разума в поток шакти и осознавание себя как единым с Богом пребывающим во всем. Центром сознавания является спанда — видья шакти, открывающая …при этом дверь с обратной стороны форм, скрывающихся за внешним – внутренней жизни шуддха-видьяшакти. «Все пребывает в Боге». Такое видение ведет к тому, что ограниченное Я умирает, вызывая к жизни безграничное Я.
Шактупайя
1. Читтам мантрах ум есть мантра
2. Праятнах садхака тот кто прилагает усилия — садхака
Ум побуждает тело к познанию самого себя
3. Видья шарира сатта мантра рахасья
Тело Знания это тайна мантры. Обнаружение высшего я в физическом теле это и есть тайна мантры
4. Гарбхе читта викаса авивешат видья свапна
В ограниченном сознании (дживы: ум-тело) духовная реальность воспринимается как сон-(не реальность).
5. Видья саммутхане свабхавике кхечари шивастха
Пробуждением знания достигается утверждение в состоянии Шивы (кхе пространство ачара–движение)
6. Гуру упАях . Учитель –метод.
7. Матрика чакра самбодхах.(Для) само пробуждения круга шакти (различных сил).
8. Шарирам хавих . Тело -жертвоприношение…когда используется для пробуждения сознания.
9. Джнянам аннам . Знание–пища как процесс поддержания сознания.
10. Видьясамхаре тадутхо свапна даршанам. Когда разрушается знание появляется видение всего как сна.
…….Сутра 50 иллюстрирует обратный процесс….
«Видья джанма винашах» – при непрервности знания рождение уничтожается.
АНАВУПАЙЯ
(ану- атом). Анава- эго-ум-чувства тело.
Метод связанный с воздействием на грубые оболочки физического, пранического, и ментального тела.
Читтам атма – ум- самость
Джнянам бандха — знание оковы
калАдинАм таттвАнАм авивеко майя –нераспознавание различных сущностных принципов (из за внешнего проявления мира) есть майя – иллюзия.
Майя таттва создает возможность получения различного вида опыта. Шива-майя — это аспект проявления воли Шивы выраженный в материальной реальности. Отсюда, знание связанное с реальностью субъекта и объекта- оковы. Такое знание источик отождествления сознания с элементами мира…так как такой тип знания связан с внешними объектами.
Майя грандхи – причина обусловленности сознания тонкими и ментальными телами. Восприятие ограниченного невечного как вечное (сутры Патанджали)
Шаирире самхАрах калАнАм растворение (поглощение) частей происходит в теле
нАди самхАра бхута джайя бхута кайвалья бхута притхактвани
растворение жизненной силы в канале (нади), контроль грубых элементов изоляция ума от элементов (пракрити) и различение элементов по отдельности, обнаружение их источника.
Такие существуют методы уччара, карана,дхьяна, варна, стхана кальпана,
Бхавана направление сознания в определнную область, концентрация ума в заданном состоянии. Растворение ума — лайи бхавана, уничтожение – даха бхавана.
Уччара –букв. «путь вверх» генерирование и подъем праны и непрерывное удержание ее в этом состоянии.
Карана – букв. Выполнение , делание..из тела «делается» объект медитации: сами процессы в теле, направляются на раскрытие энергий сверх сознательного я, которое представляется внутренним центром тела. Тело при этом принимается как мистическая модель, состоящая из пранического , ментального и причинного тел. При этом, каждая из сутей (таттв) составляющих тело, рассматривается как Шакти-пробуждаемая в свое исходное состояние единства с Шивой (сознанием) .
Стхана кальпана. Визуальная и праническая установка тонких центров в физическое и медитация на них. Все визуальные ряды Божеств, букв графических изображений и символов помещаемых в физическое тело– в медитации — разновидности стхана кальпаны. Физическое тонкое, ментальные и причиные тела, внешнее само сознание являются средством для йоги. При этом чакры – семь чакр, 3 грандхи (муладхара, анахата иаджня). Каналы проходящте через тело.
Кальпана – при кальпане объекты являются визуально символическими, пока не начнется реального пробуждения шакти.
Основные методы связаны с пробуждением как ментального так и пранического тела с помощью которых осуществляется йога. Йога создает связь между всеми таттвами — телами. и позволяет установить их единство в различии…Относительно высшей самости (Шивы), которая является их центром.
Йога мудры и пранаямы, пробуждение чакр и центров являются частью этого процесса пробуждения и осознавание Шакти. Условно- механичесий процесс визуализации, после многократного повторения, включая вспомогательные техники, становится реальным процессом. Это происходит уже после того, как «метод сработал». Это требует значительных усилий.
Дхьяна – дхи – сосредоточенность – яна- путь. Достижение и удержание состояния погружения в первопричину. Различныеформы дхьяны- последующий процесс, когда ограничения преодолены и ментальноеполе способно к восприятию «не физической» реальности.
Варна- букв. буква. Звуки санскрита содержат тонкую прана шакти. Мантра, нада йога и анахата нада: все эти разновидности созерцания основаны на трансляции вибраций разной частоты. В более грубых формах используется речевой аппарат . В более тонких, после подъема праны, улавливается звуковая вибрация разных центров сознания (чакр). Символически, чакры обозначаются разными звуками, но исходный звук анахата – не ударный. В традициях его называют шабда брахманом. Непрерывным звуком Ом. Но это не обычный звук, а сверх тонкая вибрация пронизывающая все 14 миров…
Пранаяма, раскрытие различных тонких каналов тела и растворение их в главной пране – сушумне; нади самхара, бхута кайвалья – отделение ума от элементов тела (эфир, воздух, огонь, вода, земля) и органов восприятия. Это происходит помощью йоги, на стадиях : пранаяма- пратьяхара- дхарана, далее их отделение от собственного я (буддхи- интеллект, манас-ум , ахамкара-эго) и разотождествления сознания с этими оболочками. Эта стадия достигается в состоянии унмани- (над умом — пересечение с ХЙП о кхечари мудре и достижение состояния вьйома чакра).Когда самость пребывает над элементами. Тогда прана становится неподвижной благодаря кевала кумбхаке и кхечари. А ум перестает отождествляться с физиологическими процессами тела. Пратьяхара. Прати-ахара: прати обратно, возвращающее движение; ахара уносить, удалять. В контексте йоги удаление ума от тела и чувств, возвращение его к центру – истинному Я. Прана- аяма -контроль и управление жизненной силой.
Моха аваранат сиддхи
Сиддхи – совершенства, развиваются из за наличия покрова неведения –т.е. майи. Все состояния и совершенства йоги возникли из за..неведения, как следствия наложений майи ; материальной силы на дух.
Моха джаяд ананта бхогат сахаджа видьяджаях
Преодоление неведения приводит к бесконечному переживанию спонтанного (внутреннего) знания
джАграт двития карах — пробуждение создает двойное восприятие (мира как отдельную – отличную от внутренней, реальность) ……………..нартака атма атман танцор
рангота антратма –внутренняя самость- сцена
прекшАкани индрияни чувства –зрители.
Дхивашат саттва сиддхи
Созерцанием этого утвержается совершество истины
Свет внутреннего сознания (саттва сиддхи)на уровне ума , утверждается через такое «дхи вашат» – искусство пребывания во внутреней самости.Это ведет к
Сиддхи сватанра бхавах –совершенному состоянию внутренней свободы.
Йатха татра татха анйатра – здесь, там и где бы ни было еще.
Здесь, в теле , за его пределами и где бы то ни было еще в мире.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ……………..