В метафизическом и техническом отношении йога представлена в огромном и количестве течений и форм, но практически, сводится к нескольким алгоритмам. Метафизические и духовные аспекты, чаще всего представлены распространенной в настоящее время системой упасан. Перевод слова УпАсана имеет несколько значений (пребывание рядом, присутствие , приближение, уважение, ожидание, выражение почитания, гостеприимства, поклонение , почитание). В контексте духовной практики упасана- форма служения и практики посвященной определенному Божеству — мантрами, подношениями и формой ментального сосредоточения на его образе. Цель этого служения как йоги — создать связь, совершить переход от человеческого к Божественному.
Упасана внешне воспринимается как религия, форма культа, но есть ключевые отличия. Цель упасан – поклонение определенному Божеству. Цель такого служения, получение как минимум даршана – ощущение присутствия, вызов силы, связанной с определенным Божеством существом. Это способ приближения, приобщения к более высокой форме жизни.
Максимальный эффект упасаны по описаниям текстов, безграничен, — сознание души соединяется с сознанием выбранной формы Бога, и перестает идентифицировать себя с конкретной личностью, — достигается погружение и слияние с Богом. Этот путь идет из глубины тысячелетий и проложен он святыми, йогами и сиддхами…
Существует огромное количество препятствий в йоге, главным из которых является мотив. Традиционные мотивы дхарма, артха, кама, мокша (личное предназначение, выгода, наслаждение, освобождение) не отвечают на конкретный вопрос, где именно центрировано сознание конкретного человека.
Что будет конкретный человек делать с нечеловеческой силой, пришедшей к нему от Божества? Сознание 4 варн –это муладхара, свадхиштхана, манипура или анахата. Это ли не сознание шудр, вайшьев , кшатриев и браминов? Причем здесь конкретные люди и касты, — возможно, каждая из них предлагает сознанию свои формы идентификации, но подлинные духовные искания начинаются после того, как материальные проблемы, проблемы власти и самоутверждений эго уже пройдены. С намерением 4-х целей жизни в упасанах, все в порядке, — до поры они будут работать на основное намерение того, кто их практикует…А почитаемое в упасанах Божество создавать ситуации, соответствующие уровню почитателя.
Существует разделение между регулярными, периодическими и действиями по желанию. Существуют утсавы- праздники знаменующие смену сезонов Наваратри (9 ночей Дурги осенний и весенний). Шиваратри – ночь Шивы, санкранти – дни солнцестояний, дни полной и темной луны прадоша 12 и экадаша- 11,чатурдаши 14, 8- аштами враты на растущей и убывающей луне.
Методы облечены в санскритские мантрические формулы. Существует почитание как главных так и вспомогательных Божеств. ( 9 планет, Ганапати, Гаури, Лакшми, Сарасвати, 64 Йогини, шакти 16 матрика и 7 матрика , 8 Бхайрав, 12 Адитьев 11 Рудр, 7 Риши, Якши, Наги, Змеи. Божества сторон света 10 дикпал, Кшетрапал- охранителей места и Локапал – охранителей мира). Значительная часть таких форм почитания связана с почитанием янтр и священного огня. И вполняется в форме ануштхан – служений, которые могут продолжаться от одного дня до нескольких недель или месяцев. Эти формы упасан возможны и имеют смысл, только после обучения; развития отдельных навыков. Большинство из них связано с коллективным почитанием и предусматривает штат жрецов и наличие соответствующего места и спонсирования. Обучить и содержать штат священников может только специальный общественный институт.
Такие формы почитания отражают наиболее древнюю форму полонения, собственно ведическое почитание, это почитание Вселенской формы Бога, где почитается вся видимая и невидимая Вселенная. Гимнами, Риг , Сама и Яджурведы. При этом задействуются все формы – мурти, в храме, внешний образ, янтры, священный огонь.
Для личной практики достаточно образа Ишта деваты (избранного божества) с окружающей его или ее группой Божеств. Существуют мужские и женские формы Божеств, существуют Божества так же не имеющие формы, ( например Пара брахман – не путать с Брахмой) у них есть имя, ключевая мантра и риши.
Он (Она) представлен в текстах определенным образом, наделенным определенными атрибутами конкретными атрибутами и формой. С момента начала процесса – идет вход в совершенно иное духовное пространство сознания. Этот процесс связан с тем, что автоматически происходит подключение к тем, кто первым увидел и создал , проявил данный образ на физический план (риши- размер-девата). Линии передачи нужны именно для этого, люди сами по себе здесь не более, чем проводники тонких сил на материальный план сознания.
Основной проблемой сейчас является возвращение к перво истокам- как это в действительности было и должно быть, и знание того, как же все это работает.
Естественно, что все вышеперечисленные методы и практики имеют отношение только к восточным духовным традициям и их адептам. Ключевой элемент это передача от Гуру действующей линии и обучение соответствии с установленным в ней порядком. Ищущие переходят в разряд практиков лишь после дикши. Часто несведущие люди говорят, что дикши и передачи это просто «развод на деньги», они носят формальный характер, это эксплуатация и пр. Те, кто это утверждает, не имеют реального представления о том, как это работает, и как правило, сами не утруждали себя садханой или поисками. А общераспространенные темы йоги и тренингов, кончено, могут дать важные и полезные навыки, но никогда не заменят нам передачи.
Упасана представляет собой не религию веры, а индивидуальную реализацию сверх сознательной реальности, данной в ощущениях. Относительно веры — это естественный атрибут любой человеческой деятельности, при этом не всегда связанный именно с религией, вера в коммунистическую партию, либеральные ценности, сыроядение, здоровый образ жизни, ту или иную систему тренингов, мировой заговор и пр. – распространенные иллюзии. Тем не менее, результаты самой деятельности либо решают проблемы, либо их создают. Поэтому все на свете является той или формой подобной иллюзии. А, сознание, питается образом конкретной идеи. Может ли воображение Бога так же является иллюзией? Как отличить истину от иллюзий? «Да, до определенного момента это все плод воображения, эти переживания и состояния. Только в тот момент, когда Бог пришел к тебе в физическом теле, ты можешь быть до конца уверен, что это именно Он.» Есть такая вещь как ответ или присутствие. При правильной ритуальной практике или присутствия на ней, такое чувство возникает со 100 процентным результатом. Но вот продолжительность и влияние зависит от нашего планетарно- кармического расклада.
В связи с этим действительно йогу отличает от поклонения отношение между внешним и внутренним сознанием. Мой гуру в йоге сказал : «В йоге ты идешь к своему духу, а не обращаешься за этим к Божествам. И прежде, чем понять Бога, тебе нужно понять дух, который живет в твоем собственном теле». И это действительно так, но такое взаимодействие с реальностью присуще уже осознавшему себя йогину, обладающему видением. В бытовых и повседневных ситуациях почитание может работать на том уровне, на котором человек находится в данный момент. Благодаря связи с Божеством, человек получает возможность действовать со своего уровня.
Существуют различные формы концентрации, при внешнем почитании рассматривается непосредственно дхарана — дхьяна (объект концентрации – мантра и образ). Воспринимаются сознанием и постепенно проникают в него через образы, звуковые формы, и тексты. При этом ментальный образ Бога рассматривается так же как физический объект, хотя реальность начинающего практика может быть воображаемой. Однако на уровне намерения – это работает.
Мы уже создали своей деятельностью разные намерения, — по началу, необходимо разобраться в них. Поэтому, знакомство с классикой йоги, может существенно облегчить выбор. Так как йога – как состояние — раскрывается в разных формах как внешних установок, предписаний и правил и системе намерений. При этом традиционный контекст отличается от «современного» как раз тем, что здесь правила установлены не тобой, и их применение определяется линией передачи, а не твоими пожеланиями. Поэтому это не для всех.
Проблема также и в том, что настоящие йога и упасаны начинают создавать проблемы в случае, если личное намерение не соответствует целям, обозначенным в учении. Чем интенсивнее практика, тем жестче идет проработка «по жизни» через физические или психические болезни. Сигнальная система ум- тело, — выявляет: что где то, нечто идет не так. Обычная первая человеческая реакция — поиск виноватых, но это не разумно и мало продуктивно.
Либо человек уходит, сделав однозначный вывод. И — переключается на что то другое, так и не решив этой проблемы. Более распространенный и разумный вариант, переключение на пониженную передачу, проблема ключевой или скрытой мотивации не решена. Но есть желание и попытка выяснить у конкретного Гуру, что и где идет не так.
« Вы должны лицом к лицу встретиться с любой проблемой во вне и внутри, и прожить это.»
Упасаны- это синтез кальпаны, дхьяны, дхараны при этом успех зависит во многом от намерения и компетенции Гуру. Хорошо, когда мы попадаем в место, где намерение уже сгенерировано, но здесь остается проблема синхронизации своего сознания с намерением места.
Путь, который указал Гуру в реализации намерения является, ключем: « вы должны получить эту практику от гуру, уже обладающего совершенством, и честно выполнять все, что он скажет – в этом случае у вас появляется шанс.» Речь идет не о конкретной традиции крия йоги, а обо всей духовной практике в целом.
Что же касается самой йоги, то это совершенно отдельная тема, так как, «йога встречается в вайшнавских текстах, в шиваитских текстах, и текстах всех прочих линий. Это является частью подготовки» (здесь и далее по тексту цитаты Шри Шайлендра Шарма). Это алгоритм для само осознания, при том, что формы ментального и внутреннего почитания Бога требуют как минимум чистый разум, свободный от загрязнений и наложений ( мал, клеш, упаддхи). Основная проблема заключается в ложных ценностях, чуждых сознанию души. И задачей «той самой йоги»,- распознавание и снятие целого ряда загрязнений и омрачений, как навязанных извне, и таки созданных изнутри. Проблема в том, что они могут скрываться под любыми внешними вывесками, но их суть – неведение должно быть пережито и сожжено в йоге.
В контексте упасаны, как приближения к высшему, техника лишь подготовка, хатха – асаны, пранаямы, кумбхаки бандхи, — некоторый минимум обеспечивающий эффективность и чистоту работы сознания. Техника это все и ничего. Все, — потому что без метода , физическое сознание не достигнет концентрации, а ничего, потому что вне контекста всей системы метод лишь фрагмент.
Другая проблема — препятствия в форме иллюзорного ощущения знания – интеллектуально заимствованного, но личным знанием, по сути, не являющимся. «Все даршаны классической индийской дхармы являются не интеллектуальным знанием, философией или метафизикой, а формой откровения окончательным выводом. Чтобы придти к такому выводу авторы этих систем должны были завершить свой путь йоги и тапасьи, и лишь после этого они были в состоянии выразить истину, которая дошла до нас в форме сутр санкхьи, йоги, мимансы, вайшешики, ньяи, мимансы. Потом все это обросло комментариями стало субъектом изучения профессоров в университетах, которым надо «что то кушать». Значительная часть обучения этим формам знания в современной Индии оказалось утрачена. Система западного образования создала и поддерживает распространение подобного типа иллюзии».
Нет каких то больших проблем в том, чтобы выучить значительную часть мантр санскритского канона карма канды ( обряда) и усвоить из полутора- двух десятков книг основные идеи. Внешние ритуалы и их изучение может занять больше времени. Его внешняя часть, чаще всего коррумпируется жреческим классом, — храмы требуют содержания….
А для личной практики совсем не обязательно бес конца путешествовать по разнообразным храмам и брахманам. Для себя достаточно найти своего Гуру, Ишта девату, форму йоги, и работать в заданном направлении….
Октябрь 2016 Наваратри ( обновлено)