Шива сутра: метафизика творения Вселенной.
написано по материалам: Shiva sutra. Jay Deva Singh, Motilal banarsidass publisher. New Delhi. 1995
Shiva sutra. Shailendra Sharma.
пер. на русский Д. Заенчковский.
ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РЕДАКЦИИ МАТЕРИАЛА МОЖНО НАЙТИ ЗДЕСЬ
Кашмирский и агамический шиваизм творение вселенной : 36 таттв (элементов) в инволюции. Известны 24 таттвы системы санкхья-йога, это 5 элементов 5 карм индрий 5 джнян индрий, 5 танматр, буддхи, манас, ахмакара, пуруша. Известны разновидности двайтической и адвайтической санкхъи. При этом Пракрити (материя) включает в себя все элементы, в то время как Пуруша-Дух рассматривается как постоянный, статичный и независимый источник для Пракрити. Собственно сама Пракрити в санкхья-йога даршанах безлична и не имеет самостоятельного существования.
В агама шастрах обозначено разделение на индивидуальный и вселенский опыт, если индивидуальный опыт связан с опытом полученным в физическом и тонком теле, то универсальный – космический, вселенский опыт, является точкой зрения Бога на творение. На уровне текста — это эмпирическая модель, так как понимание природы этих явлений лежит за гранью ограниченного человеческого восприятия.
Для духовной практики существуют два действия : мое личное действие и действие духа. Ситуация связанности отождествление сознания с действиями, свобода это этого, — действия Не-Я. Действия из центра вселенной по само узнаванию и обнаружению Себя, отличается от мотиваций ограниченного ума, чувств и эго. Поэтому ключевым моментом, определяющий духовность или «Не духовность» любого действия является чистое намерение (Шуддха викальпа). Говоря иными словами, я могу заниматься «своими» практиками еще множество лет или рождений, но их успех будет всегда относителен. И Напротив, если действие происходит не от меня, а через меня, вся духовная практика становится не моим собственным действием, а действием сверх сознания. Где мое относительное я — является инструментом, а успех достигается меньше чем в пол секунды. Так как здесь мое сознательное я, не поддерживает структуры своих ограничений. И это по сути не моя йога, а йога ШИВЫ. Существет так же две воли: воля моего Я и воля сверх Я. Духовная практика сводится к тому, чтобы синхронизировать эти два намерения. Мои физические, ментальные и пр. возможности ограничены, а у Шивы этих ограничений нет. Поэтому мои действия направленные на реализацию Его природы, снимают МОИ ограничения.
Система взглядов йога даршаны — санкъя- йога, обозначает высшие принципы пурушей и пракрити. А основная проблема самоидентификации души (пуруши заключенной в теле ) заключается в отделении духа от материи. освобождение является кайвальей -изоляцией пуруши от пракрити. Дуализм авайта- веданты, йоги и санкхъя даршан остается метафизической проблемой. Так как Единства Пуруши -Пракрити в этих моделях не рассматривается. Адвайта делает посыл в сторну Единства, но реальности материи эта система не признает. В Шиваитской системе отделение духа от материи, это один из этапов практики, но не ее завершение. Задача распознавание природы Шакти как суммы всех как материальных так духовных сил ; по ту «сторону материи» данной в ощущениях.
В шиваизме к 24 элементам санкхъи добавлены, пуруша (джива таттва), пракрити таттва. В санкья — йоге считается, что пракрити едина и универсальна для всех пуруш. Пуруши при этом многичислены, а существование Ишвары обозначено, но не всегда выделенотв отдельную категорию. Для Шиваизма Пракрити у каждого пуруши (дживы) своя. Но по мимо индивидуальных пракрити, существует еще и общая Сверх материя, шуддха-видья, — чистое знание, существующее вне поля карм отдельных душ.
Качества активности, прозрачности и энертности: раджаса-тамаса и саттвы, проявляются уже после того, как Пракрити опускается на уровень действия в ограниченных формах. Субъективный опыт души с одной стороны образуется кармой конкретной дживы, с другой стороны состоянием Высших элементов. Пуруша при этом представляет собой атом — бесконечно малую частицу Шивы, которая обладает отдельным существованием. Она может облекаться разными качествами пракрити, но фактом своей индивидуализации она обязана трем Шакти таттвам. 1. Пракрити таттва представлена в материальном аспекте и представлена гунами –раджасом, тамасом и саттвой, составляющим опыт отдельных джив. Пракрити происходит из Майя таттвы или ашудха видья таттвы 2. Ашуддха видья или майя таттва представляет силы ограничения, которые делают самодостаточного, все знающего, вечного и все проникающего Шиву ,ограниченным во времени (кАла),в знании (Видья), (рага) – желанием, нияти- зависимым от формы (обусловленнымконкретным типом тела местом рождения), калА –ограничение творческих способностей – как способности восприятиюрельности в безгранничных формах.
Эти 5 форм майи называют канчуками это наложения, которые исходят из единой и не разделенной реальности Видья таттвы или Шуддха видьи, в которой не существует аспектов разделенности и ограничений. Это чистая божественная энергия, в которой не отражается каких -либо ограничений. Она проявляется из Ишвара таттвы. Ишвара проявляет аспект сверх личности, это сознание, которое проникает во всю материю. Аспект Ишвары присущь всем Богам (Махадевам), чье сознание вышло за пределы ограничения Майя таттвой они не находятся в илллюзии относительно как себя так и других существ и объектов внешнего мира.
Садашива таттва аспект Бога в котором нет личностного аспекта. Это не разделенное сознание, вышло из Пара шакти таттвы, она явилась первым импульсом разделения и является метафизически не отличной от Шивы, но в ней существует импульс к проявлению мира.
Парама Шива – №1 …статичный абсолют, Пара Брахман, неизменный источник всех изменений.
5 высших таттв связаны с Сат –реальность , Чит- сознание, Иччха, Джняна, Крия- воля, знание и действие.
Все высшие элементы Шуддха видья, Ишвара, Садашива, Пара Шива и Пара Шакти никак не связаны с творением и ограниченным опытом жизни физических тел, и оболочек пракрити, т.е находятся вне карм, времени, пространства и причинности. Поэтому они называются
ПРАЛАЙЯ КАЛА. Они не они не уничтожаются в циклах творения.
При этом высшие таттвы рассматриваются как мета физичиеские, абстрактные схемы — доподлинно понять разницу между ними не возможно в мире имен и форм… В то время как элементы СА-КАЛА от Ашудхха видья и ниже -субъекты постоянных изменений, так как представляют много образный мир постоянных форм, разрушаемых и создаваемых в новых вселенских циклах рождений-смертей.
Шамбхопайя
1. Чайтаньм атма – сознание есть душа
2. Джнянам бандха – знание оковы
3. Йони варгах калА шарирам
Различные формы творящей силы – йони варгах калА шарирам ограниченные тела- в данном случае причинные, ментальные тонкие тела формирующие затем физические ограничения калА – отдельными, как бы не связанными друг с другом частями.
4.Джнянадхиштханам матриках
Источник знания различных сил и элементов вселенной скрывается в матрике:
Это все многочисленные шакти участвующие в творении и реализации сверх сознания: разворота первоисточника в многообразные комбинации разных элементов: 36 таттв. Матрика это сверх сознательные силы: Видья шакти. Они работают в две стороны: в сторону погружения и освобождения сознания от отождествления с формами.
52 слога санскритского алфавита разбитые в мистической системе на 8 варг- групп слогов, каждый из которых, указывает на энергии вышедшие из Парама Шивы-Шакти. Они структурированы в группы элементов.
1. А варгах – гласные
2. Ка- варгах-
3. ча-варгах
4. та -варгах 5. Та -варгах 6. Па- варгах 7. Ай варгах
8. Ша варгах.
Они представлены так же богинями .
1. Лакшми 2.Брахми 3. Махешвари. 4.Кумари 5.Вайшнави 6. Варахи 7. Индрани 8. Чамунда.
Существует классификация других, высших Видья — Шакти, с комбинациями элементов и миров образующихся от каждой из Шакти, распространяющих влияние от Притхиви таттвы до Парма Шивы. Формы высших Шакти останавливают манифестации — внешних; переходят из одних элементов в другие : 1.Нивритти. Притхви таттва — земля. 16-миров, 2. Пратиштха — от эл. вода до пракрити. 56 миров ,3. Видья — от пуруши до майя таттв- 28 миров,
4. Шанти 5. Шантья тита. -последние не имеют отдельных миров, так как принадлежат к Пара Шива и Пара Шакти таттам
5. Удьямах бхайравах Подъем (восхождение) Сознания есть Бог Бхаравах — ужасающий внушающий страх.
Внезапное озарение сопровождаемое подъемом ограниченного сознания к своей Безграничности.
6. Шакти чакра сандхане вишва самхарах
Обнаружением круга сил (различных энергий Сверх сознания) вселенная (как отдельный объект) исчезает .
7. джАграт свапна сушупта бхеде турия бхога самбхавах
запредельный опыт самосознания- (турия) пребывает в бодрствующем и спящем состоянии а также и в состоянии сна без сновидений
8. Джнянам джграта знание-пробуждение
9.Свапно викальпах . Сон это состояния пребывание в викальпах -(ментальных структурах) конструкциях ума.
10. авивеко майя сушуптам Не различение объектов (материи-майи) в глубоком сне, есть сушупти.
11. Тритайх бхокта вирешах
Великий (букв. повелитель) героев тот , кто может наслаждаться всеми тремя состояниями. постоянно пребывая в четвертом…
12. висмайо йога бхумиках
Высшее изумление (открывают) состояния йоги
13. Иччха шакти ума кумари. Сила воли –это Ума деви (ШАКТИ Шивы)
14. Дришьям шарирам. Видимое есть тело ( дришьям) видимое видение мира..видение мира как своего тела как всего остального есть.. 13. иччха шакти ума кумари. Сила воли –это Ума деви (ШАКТИ Шивы)
Сила воли йогина устремленного к Шиве есть Ума кумари (девушка) – шакти самого Шивы сила устремленная только к нему одному. Шива не отличен от своей Шакти как огонь от жара или Солнце от его лучей.
15. хридайе читта самгхатАд дришйа свАпнадаршанам
Когда ум объединяется в сердце с (центром сознания) все видимое (внешний мир )воспринимается как сон сознания.
Hridaye- сердце как центр citta samghattat схватываение удержание умомвосприятие svApasya darshanam
16. Шуддха таттва сандханадвАпашу шактих
При обнаружении высшего принципа (шуддха — чистой субстанции) силы ограничения устраняются.
17. Витарка Атма джнянам. Непрерывное осознавание есть знание Атмы — — самости)\
18. Локанандах самадхисукхам блаженство мира — наслаждение в самадхи
19. шактисандхАне шарираутпаттихи
Обнаружением силы творится тело . Обнаружением силы йогин становитсяспособным творить любое тело по своему желанию.
20. бхУта сандхАна бхУтапритхактва вишвасангхаттах
Объединением и разделениемэлементов возможно восприятие вселенной как единства..
21. шуддха видьяачакрешатвасиддхих
Благодаря появлению чистого знания достигается мастерство над всеми шакти ( энергиями) круга сознания.
22.МахахрадАнусандхАнАнматравирйанубхавах
погружением в великое озеро переживается единство с источником силы всех мантр
Комментарии: Различные силы и шакти составляют единство с разными уровнями сознания. Кхечари, Гочари, Дикчари, Бхучари : парашакти, тонкое тело, внешнее тело,внешнее сотворенные объекты.
Озеро : его источником является нада и бинду формы видья шакти; маха мантра вирья- потенциальная энергия всех мантр.Пратьябхиджня даршана говорит:
Читирева четанападАдаварудА четйа санкочино читтам
«Сила вселенского сознания спускается с уровня само осознанающего до уровня индивидуального сознания ограничивая себя связью своспринимаемыми объектами.»
Инволюция авароха – нимеша нисхождение и ограничение сознания формами в эволюции авароха, унмеша сознание поднимается до своей безграничности. Внутреннее я, уже Шива, но главная характеристика ума это викальпа- мысли форма. Они работают как барьер, не давая видеть сверх реальности, которая скрывается за внешним разумом. Реальность божественного сознания, это не то, что должно быть достигуно, а то, что должно быть открыто или распознано .«Викальпы не принимаються или отвергаться, они остаются такими, какие они есть…а вы, находите себя такими, какими есть…вы» Абханавагупта.
В этом принцип Шамбхава йоги. С одной стороны это очень просто, и в то же время неимоверно сложно, так как это подобно тому, как если бы вы решили выбраться из своей кожи. Создание викальп — природа ума и его жизнь.
Потому, для того чтобы привести ум в состояние без викальп, необходимо создание и культивация другой викальпы. Она становится лодкой-средством, которым сознание может пересечь мирское существование ограниченных форм и достичь исходной реальности. Метод шакт упайи позволяет создать шуддха викальпу – чистое намерение.
Признак ашуддха викальп это убеждение в том, что мы связаны и являемся умом телом и пр. что ведет к постоянным перерождениям и каждый раз создает Убеждение в своей ограниченности умом ,телом и пр. результат ашуддха викальп. В действительности шудха викальпа нужна лишь для избавления ума от ограничений. Сама по себе, она не может ни скрыть, ни раскрыть ничего в свете Высшей реальности Парама Шивы. Но для ума, ради устранения его двойственной природы, она работает как в негативном (устранение) так и позитивном (обретение)аспекте. Шуддха викальпы работают тремя способами. 1.Мантра шакти – сила мантр. 2. Сат-тарка…истинное распознавание, созерцание реальности.3. Шуддха видья.Чистое знание.
1. Мантра шакти – сила мантры с помощью мантры ум распознает высшую реальность. Так как мантра является Ее отражением в мире ФОРМ. Ман- отражать, осознавать. Тра-освобождать, избавлять.
Мантра –ментальное осознание, благодаря которому, возникает чувство идентичности с Высшей реальностью. Мантра освобождает сознание от непрерывного ментального отождествления с внешними объектами. Шакти принимает форму мантры – звукового ряда слогов. С помощью него, ум адепта отождествляется с Божественной реальностью через Божество мантры. Ключевым моментом метода является отождествление своего сознания с Божеством мантры, побуждением мантра- шакти. Мантра это вимарша шакти – пульсация божественной энергии.
Уровни вибрации мантр, проходят через физический мир, тонкий и причинный миры. Сущностью любой мантры является непреходящая сила Абсолютного знания – Ади шакти ..пребывающая в Матрике- символах 52 санскритских слогов. Существуют связи между реакциями грубых и тонких оболочек тела и их энергиями, символически обозначенными слогами санскрита.
2. Сат- тарка. Размышление и распознавание того, что истинная реальность –внутреннее, я есть духовное сознание- безграничный Шива. А не временный, психо физиологический комплект клеток, представляемый сознанием физического ума- тела. Схватить и распознать реальность высшего знания на уровне ума. Чистое знание представляет собой… единство знания, объекта и субъекта познания: джнята, джняна и джнея. Представления и идеи являются основой метода, задача которого, привести ум в непрерывное состояние бхаваны – пребывания во внутренней самости. Это включение разума в поток шакти и осознание себя как единым с Богом пребывающим во всем. Центром сознания является спанда — видья шакти, открывающая …при этом дверь с обратной стороны форм, скрывающихся за внешним – к внутренней жизни шуддха-видья шакти. «Все пребывает в Боге». Такое видение ведет к тому, что ограниченное Я умирает вызывая к жизни безграничное Я.
Шактупайя
1. Читтам мантрах ум есть мантра
2. Праятнах садхака тот кто прилагает усилия есть садхака
Ум побуждает тело познанию самого себя
3. Видья шарира сатта мантра рахасья
Тело Знания это тайна мантры. Обнаружение высшего я в физическом теле есть тайна мантры
4. Гарбхе читта викаса авивешат видья свапна
В обусловленном сознание знание духовного воспринимается как сон- не реальность.
5. Видья саммутхане свабхавике кхечари шивастха
Пробуждением знания достигается утверждение в состоянии Шивы (кхе пространство ачара–движение)
6. Гуру упАях . Учитель –метод.
7. Матрика чакра самбодхах. (Для) само пробуждения круга шакти (различных сил сознания).
8. Шарирам хавих . Тело -жертвоприношение…когда используется для пробуждения сознания.
9. Джнянам аннам . Знание–пища как процесс поддержания сознания.
10. Видья самхаре тад утхо свапна даршанам. Когда разрушается знание, появляется видение всего как сна.
…….Сутра 50 иллюстрирует обратный процесс….
«Видья джанма винашах» – при непрервности знания рождение уничтожается.
АНАВУПАЙЯ
(ану- атом). Анава- эго-ум-чувства тело.
Метод связанный с воздействием на грубые оболочки физического, пранического, и ментального тела.
Читтам атма – ум- самость
Джнянам бандха — знание оковы
калАдинАм таттвАнАм авивеко майя –нераспознавание различных сущностныхпринципов (из за кажущегося единства гун пракрити) есть майя – иллюзия.
Майя таттва создает возможность получения различного вида опыта майя Шива это аспект проявления воли Шивы выраженной вматериальной реальности. Отсюда, внешнее знание выражающее единство субъекта и объекта- оковы, источник отождествления сознания с элементами мира…
Майя грандхи – причина обусловленностисознания тонкими и ментальными телами. Восприятие ограниченного невечного каквечное (сутры Патанджали)
Шаирире самхАрах калАнАм растворение (поглощение) частейпроисходит в теле
нАди самхАра бхута джайя бхутакайвалья бхута притхаквани
растворение жизненной силы в канале (нади),контроль грубых элементов изоляция ума от элементов (пракрити)и различение элементов по отдельности и констатация их источника.
Такие существуют методы уччара, карана,дхьяна, варна, стхана кальпана,
Бхавана направление сознания в определнную область, концентрация ума взаданном состоянии. Растворение ума — лайи бхавана, уничтожение – даха бхавана.
Уччара –букв. «путь вверх» генерирование иподъем праны и непрерывное удержание ее в этом состоянии.
Карана – букв. Выполнение , делание..изтела «делается» объект медитации: сами процессы в теле, направляются на раскрытие энергий сверх сознательного я, которое представляется внутренним центром тела. Тело при этом принимается как мистическая модель, состоящая из пранического тела, ментального и причинного. При этом, каждая из сутей (таттв) составляющих тело, рассматривается как Шакти- пробуждаемая в свое исходное состояние единства с Шивой (сознанием) .
Стхана кальпана. Визуальная и праническая установка тонких центров в физическое и медитация на них. Все визуальные ряды Божеств, букв графических изображений и символов помещаемых в физическое тело–на самом деле разновидности стхана кальпаны. Физическое тонкое и ментальные и причиные тела, внешнее самосознание являются средством для йоги. При этом чакры – семь чакр, 3 грандхи (муладхара, анахата иаджня). Каналы проходящие через тело.
Кальпана – при кальпане объекты являются визуально символическими, пока не начнется реального пробуждения шакти.
Основные методы связаны с пробуждением как ментального так и пранического тела с помощью которых осуществляется йога. Йога создает связь между всеми таттвами — телами. и позволяет установить их единство в различии…Относительно высшей самости (Шивы), которая является их центром.
Йога мудры и пранаямы, пробуждение чакр и центров являются частью этого процесса пробуждения и осознавание Шакти. Условно- механичесий процесс визуализации, после многократного повторения, включая вспомогательные техники, становится реальным процессом. Это происходит после того, как метод сработал.
Дхьяна – дхи – сосредоточенность – яна- путь. Достижение и удержание состояния погружения в первопричину. Различныеформы дхьяны- последующий процесс, когда ограничения преодолены и ментальное поле способно к восприятию «не физической» реальности.
Варна- букв. буква. Звуки санскрита содержат тонкую прана шакти. Мантра, нада йога и анахата нада: все эти разновидности созерцания основаны на трансляции вибраций разной частоты. В более грубых формах используется речевой аппарат . В более тонких, после подъема праны, улавливается звуковая вибрация разных центров сознания (чакр). Символически, чакры обозначаются разными звуками, но исходный звук анахата – не ударный. В традициях его называют шабда брахманом.
Пранаяма, раскрытие различных тонких каналов тела и растворение их в главной пране – сушумне; нади самхара, бхута кайвалья – отделение ума от элементов тела (эфир, воздух, огонь, вода, земля) и органов восприятия. Это происходит помощью йоги, на стадиях : пранаяма- пратьяхара- дхарана, далее их отделение от собственного я (буддхи- интеллект, манас-ум , ахамкара-эго) и разотождествления сознания с этими оболочками. Эта стадия достигается в состоянии унмани- (над умом — пересечение с ХЙП о кхечари мудре и достижение состояния вьйома чакра).Когда самость пребывает над элементами. Тогда прана становится неподвижной благодаря кевала кумбхаке и кхечари. А ум перестает отождествляться с физиологическими процессами тела. Пратьяхара. Прати-ахара: прати обратно, возвращающее движение; ахара не поглощение. Не поглощение сознания объектами
В контексте йоги удаление ума от внешних механизмов тела и чувств, возвращение его к центру – истинному Я. Прана- аяма -контроль и управление жизненной силой.
Моха аваранат сиддхи
Сиддхи – совершенства, развиваются из за наличия покрова неведения –т.е. майи. Все состояния и совершенства йоги возникли из за..неведения, как следствия наложений майи ; материальной силы на дух.
Моха джаяд ананта бхогат сахаджа видьяджаях
Преодоление неведения приводит к бесконечному переживаниюспонтанного (внутреннего) знания
джАграт двития карах — пробуждение создаетдвойное восприятие (мира как отдельную – отличную от внутренней, реальность) ……………..нартака атма атман танцор
рангота антратма –внутренняя самость- сцена
прекшАкани индрияни чувства –зрители.
Дхивашат саттва сиддхи
Созерцанием этого утвержается совершество истины
Свет внутреннего сознания (саттва сиддхи)на уровне ума , утверждается через такое «дхи вашат» – искусство пребывания во внутреней самости.Это ведет к
Сиддхи сватанра бхавах –совершенному состоянию внутренней свободы.
Йатха татра татха анйатра – здесь, там и где бы ни было еще.
Здесь, в теле , за его пределами и где бы то ни было еще в мире.